ЗДЕСЬ СВЯТОСТЬ ПРЕЖНИХ ЛЕТ ДО СЕЙ ПОРЫ ЖИВЕТ

Снова и снова возвращаясь к историческим материалам тверского краеведа В.Сысоева, не перестаю удивляться тому, как духовно богато жили наши предки. Чуть ли не в каждом дворянском имении, усадьбе, селе находились церкви, о которых сегодня, к сожалению, напоминают лишь величественные развалины или остатки фундаментов. Значит, большинство людей жило тогда с Богом в душе, было более нравственно, трудилось с молитвой в сердце. Дорожки к храмам не зарастали.
Сегодня, дорогие читатели, мы познакомим вас с исследованиями краеведа о жизни двух кувшиновских селений и их владельцах, расскажем о тех местах, где когда-то блистали купола святых церквей, напоминающие пылающие свечи и символизирующие пламенность молитвы и устремление к Господу.

Сурушино

ЗДЕСЬ СВЯТОСТЬ ПРЕЖНИХ ЛЕТ ДО СЕЙ ПОРЫ ЖИВЕТВ 19 веке это было владельческое село при колодце в 45 верстах западнее Торжка. В 1859 году здесь было 42 двора, проживали 202 мужчины и 230 женщин.
Ранее на этом месте находилась крепость, сооруженная новгородцами для охраны водного торгового пути по Осуге. Ныне — это небольшая деревня Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района. Она находится в восьми километрах к юго-востоку от районного центра.
В 1763 году село принадлежало Александру Ащерину.
Ащерины – русские дворяне. Некоторые из них служили в стольниках, дворянах московских и стряпчих. Один из Ащериных – Алексей Васильевич – в конце 17 века был стольником царицы Прасковьи Федоровны.
В 1782 году 157 душами в селе Сурушино Репочаевской волости и деревней Городцы Чуриловской волости владел его сын бригадир Николай Ащерин.
12 душами в селе Сурушино Репочаевской волости владела прапорщица Прасковья Зилова.
В 1811 году село принадлежало Ивану Степановичу Зилову и Елизавете Михайловне Журавлевой. Она — представитель русского дворянского рода, ведущего свое начало с18 века
В Сурушине сохранились две Казанские церкви: каменная (1845 г.) – в середине деревни и старинная деревянная, «обшитая тесом», находящаяся в полуразрушенном состоянии на погосте. О последней из них, возведенной в 1709 году тщанием прихожанина помещика Ивана Андреевича Безобразова (впоследствии в 1902 году «возобновленной»), можно найти упоминания в клировых ведомостях начала19 века. Тогда рядом с ней стояла другая деревянная церковь Димитрия Чудотворца 1732 года постройки. В них служили священник, дьячок и пономарь. В 1818 году приход насчитывал 90 дворов.
В 1837 году помещице села Сурушино военной советнице Елизавете Михайловне Мозовской было дано благословение архиепископа Григория на построение (на ее собственной земле, которую она «жертвовала навсегда в церковь») каменной Казанской церкви. При этом дозволялось деревянную Димитриевскую церковь, построенную в 1732 году прихожанами, «как пришедшую в ветхость и без употребления находящуюся», разобрать и употребить на обжиг кирпича.
Сооружалась церковь тщанием и иждивением Елизаветы Михайловны Мозовской. Она подрядила новоторжского купца Ивана Федорова «соорудить каменную церковь в три года его собственным материалом», а наблюдение за постройкой было предписано помощнику губернского архитектора П. Говорову.
Построенная к 1846 году «в одной связи с колокольней» каменная церковь во имя Казанской Божией матери с приделом во имя Благоверного царевича Дмитрия имела длину 16 саженей, ширину – 6, высоту – 15. Стены снаружи и изнутри были отштукатурены, но не окрашены, а в трапезной – покрыты белой краской. Двухъярусная колокольня (ныне уже не существующая) была каменной, покрытой железом. Церковь окружала каменная ограда. Из «всепокорнейшего рапорта» архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от благочинного Новоторжского уезда погоста Пречистой Каменки священника Георгия Иоаннова Константиновского 1851 года видно, что настоящая церковь была «совершенно устроена, приличною утварью снабжена и к освящению во всем приуготовлена».
Главный престол в ней – в честь Казанской иконы Божией Матери – был освящен 8 июля 1851 года священником тверского кафедрального собора Ильей Лебедевым.
В 1852 году сельцо Сурушино со 177 крепостными крестьянскими душами и близлежащая деревня Городцы принадлежали полковнице Дарье Баньковской.
По клировой ведомости 1865 года приход церкви составляли: крестьяне Заовражской волости села Сурушина (44 двора), деревни Городцы (31 двор), сельца Мишева (12 дворов), сельца Сменкина (5 дворов); один двор помещицы вдовы подполковницы Аделаиды Ивановой Безобразовой, «жительствовавшей» в сельце Мишеве (в двух верстах); десять дворов «военных чинов в разных селениях прихода».
Придел Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, освящен местным благочинным села Прямухина в 1871 году. Еще один престол был освящен в честь Святого Благоверного царевича Дмитрия и княгини Ольги.
В 1900 году в Сурушине было 63 двора, проживало 138 мужчин и 159 женщин.
В конце 1916 года было подано прошение причта и церковного старосты церкви села Сурушина о разрешении построить часовню «при деревне Давыдове» в честь Казанской иконы Божией Матери на средства крестьянина «оной деревни» Льва Александровича Львова «для приличествующего перемещения из частного нежилого дома особенно чтимой крестьянами иконы Казанской Божией Матери, переданной из деревянного храма села Прямухина около 100 лет тому назад».
В советские годы с колокольни были сняты колокола, сама церковь вскоре была закрыта, а затем частично разрушена. Постановление президиума Калининского облисполкома был прекращен колокольный звон и сняты колокола в церквах сел: Заовражье, Прямухино, Сурушино, Баранья Гора, Ново и Печниково. Сегодня сохранившаяся часть каменной Казанской церкви находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

Пречистая Каменка (Пречисто-Каменка)

ЗДЕСЬ СВЯТОСТЬ ПРЕЖНИХ ЛЕТ ДО СЕЙ ПОРЫ ЖИВЕТКазенное село Чуриловской волости при речке Каменке в 28 верстах от Торжка, по левому берегу Осуги. Вероятно, поселение возникло здесь в 10 -12 веках на пересечении торговых путей, связывающих Новгород с другими славянскими землями. Обмелевшая сегодня река Каменка в давние времена была настолько прозрачной, что было видно каменистое дно, — не зря село, расположенное на ее берегу, летописец назвал «Чистый Камень». Через Пречисто-Каменку проходил старорусский тракт из Новгорода до Осташкова и далее на Торжок или на Смоленск (через Ржев). Пролегала здесь и ветвь летописного «серегерского пути», по которому Батый шел на Новгород.
В Камеральном описании Новоторжского уезда говорится:«По преданиям прежде было сие место пустынею, на котором царь Иван Васильевич, проезжая в Зубцов, назначил быть городу, почему и поставлены кресты на тех местах, где быть церквам, от креста до креста сделан был земляной насыпной вал. После сего построена каменная церковь во имя Успения Богородицы и учреждена Собором и на оную дана жалованная грамота. Около тех мест, где поставлены кресты, и доныне бывает крестный ход в день Преполовения Господня».
[pullquote align=»right»]В краю родном забытая частица,
Я весь натянут, как струна.
Сюда спешу святой воды напиться,
К тебе, моя родная сторона.
Я снова трелью нежной соловьиной
Черту своим скитаньям подведу.
Пусть будет путь безрадостным и длинным,
Но я сюда дороженьку найду.[/pullquote]В черновых записках Преображенского «Село Пречистая Каменка с остатком городка древних славян» сказано: «Здесь была некогда пустынь*, а теперь стоят при всех дорогах 12 крестов, вытесанных из дикого камня красноватого цвета и поставленных во время какой-нибудь повальной болезни с целию отогнать морушку или мор силою крестною».
* Мужской монастырь Пречистенский на Каменке упоминается в 1610 году в рукописи «Пресветлая Звезда», хранящейся в Тверском музее.
Доказательством поселения здесь древних славян-земледельцев Преображенский приводит имена окрестностей: села Волосова, деревни Волосова, деревни Дятлова, деревни Медвежьей на горе, выпускающей ручей Черный, деревень Воронова, Козлова, Косткова.
Остатки старины села Пречистой Каменки описаны А.К. Жизневским в журнале «Древности», т. 6, вып. 2, 1876 г.
В описании сказано, что само городище находится за огородами священнослужителей и представляет собою небольшое продолговатое, овальное возвышение, называемое сопкою, расстоянием от церкви в 80 сажень и шириною более 7 саженей. На этом возвышении находится каменный крест. Около сопки- следы рва и небольшого вала, окружавшего его. Возвышение все изрыто. Рассказывают, что один из бывших в этом селе священников, которому по разделу церковной земли досталось это место, перекопал его, отыскивая клады, но находил только множество костей. Отсюда же местные крестьяне берут песок для своих потребностей, причем также находят человеческие кости. Между старожилами есть предание, что на этом месте были кладбище и часовня, которая разрушена во время литовского разорения.
Описанная сопка, по мнению А. К. Жизневского, должна быть принята за остатки славянского городка, на котором впоследствии могло быть устроено кладбище, как об этом упоминает предание.
В селе Пречистой Каменке и на землях, прилегающих к нему, ныне осталось 11 каменных крестов; 12-й же, находившийся за рекой Каменкой, на земле соседних крестьян, говорят, ими срыт из опасения, чтобы не послужил крестьянкам села Каменка доказательством на принадлежность им той же земли.
Виденные Жизневским четыре креста имеют величину около аршина, толщину более 6 вершков, вытесаны из красного гранита, на них изображение восьмиконечного креста и надписи: ЦРЬ СЛВЫ, с боков- ICУC XCO I.HЦIУ.
Жизневским приводятся три предания, соединенные с этими памятниками старины: одно, подобное рассказанному в «Генеральных Соображениях», о том, что кресты поставлены царем Грозным для обозначения мест, где быть церквам предполагаемого города; другое – что царица, супруга того же государя, проезжая через село Пречистую Каменку и почувствовав приближение родов, сделала обет, что если благополучно родит сына, и он будет жив, то построит на этом месте город. Царица родила дочь, и вместо города поставила каменные кресты на тех местах, где предполагалась постройка церквей. Согласно третьему преданию кресты эти поставлены на могилах православных, погибших во время литовского разорения. Все эти сведения сообщены местным священником Сергеем Постниковым.
Поклонные кресты, вытесанные из гранита, — немые свидетели позабытых событий времен средневековья. К 1970 — 1980 годам их сохранилось лишь семь, четыре из них были переданы в музей деревянного зодчества под Торжком. В настоящее время науке известно, что подобные знаки служили своеобразными указателями на древних водных путях, особенно на сложных участках. Ученые считают, что, вероятнее всего, их наличие связано с существовавшей здесь в 16-17 веках Успенской мужской обителью. Большинство сохранившихся преданий связывают происхождение памятников с эпохой Иоанна Грозного. Старожилы могут рассказать об этих крестах множество легенд, передающихся здесь из поколения в поколение.
На погосте Пречисто-Каменка в 1698 году была построена каменная Успенская церковь с двумя престолами Успения Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. Описание церкви составлено в 1848 году священником Г. Константиновским.
В 1782 году село Пречистая Каменка относилось к ведомству государственной коллегии экономии. По данным 4-й ревизии, в нем проживали 236 мужчин и 263 женщины.
В 1859 году здесь было 78 дворов, в 1901 году — 73 двора.

Страницу подготовила
А. ЧИСТЯКОВА.

Оставить комментарий или два

Главные новости сегодня

УЧРЕДИТЕЛИ РЕДАКЦИИ: администрация Тверской области, администрация Кувшиновского района, Верхневолжская ассоциация периодической печати Тверской области.
УЧРЕДИТЕЛИ ГАЗЕТЫ: администрация Кувшиновского района и редакция газеты "Знамя".
Газета зарегистрирована в Управлении федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой коммуникации Тверской области. Регистрация ПИ №ТУ-69-00176.
Главный редактор - Чистякова А. Е.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
© 2011-2024 АНО "Редакция газеты «Знамя»" . Все права защищены.
АДРЕС ИЗДАТЕЛЯ И РЕДАКЦИИ: 172110, город Кувшиново Тверской области, ул. Октябрьская, д. 28.
Контактный телефон: +7(48257)4-43-88(факс).
Электронная почта
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте kuvznama.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АНО "Редакция газеты «Знамя»", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
По вопросам приобретения авторских прав обращайтесь через форму обратной связи.
Scroll Up