Достоинство хорошей речи
- Воскресенье, 22 августа 2021, 16:10
- Наши проекты, Образование
- Нет комментариев
Связано оно, прежде всего, с точностью и заключается в соответствии между смысловой стороной речи (планом содержания) и системой выражаемых понятий (планом выражения). Два вида точности: фактическая, коммуникативная. Точность достигается знанием и пониманием лексических значений слов, знанием и пониманием значений многозначных слов, учетом лексической сочетаемости слов, устранением речевой избыточности, речевой недостаточности.
Если мы не будем подбирать верные слова для выражения мысли, то смысл этих слов может быть искажен, а то и полностью утрачен. Неправильно подобранные лексемы возникают в результате нарушений лексических норм литературного русского языка.
– На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее»…
(А. С. Пушкин)
Посмотрите, сколько в тексте прилагательных! Попробуйте убрать их — и текста не будет. Потому что все они на месте и правильно употреблены. А ведь именно краткие формы прилагательных и сравнительные степени прилагательных доставляют нам много хлопот и вместе с тем большое количество речевых ошибок. Смотрите сами. Девушка была высокая, красива и весела. В одном ряду употреблены полная и краткие формы – в результате речевая ошибка. Мой брат более старше меня, учится он хорошее. В этом примере две морфологические ошибки. 1. Более старше — плеонастическое выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. 2. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня. Следовало сказать: Брат способней и умней меня. Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты. 1) Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны, девочка красива. 2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. 3) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент). 4) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: маПосмотрите, сколько в тексте прилагательных! Попробуйте убрать их — и текста не будет. Потому что все они на месте и правильно употреблены. А ведь именно краткие формы прилагательных и сравнительные степени прилагательных доставляют нам много хлопот и вместе с тем большое количество речевых ошибок. Смотрите сами. Девушка была высокая, красива и весела. В одном ряду употреблены полная и краткие формы – в результате речевая ошибка. Мой брат более старше меня, учится он хорошее. В этом примере две морфологические ошибки. 1. Более старше — плеонастическое выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. 2. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня. Следовало сказать: Брат способней и умней меня. Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты. 1) Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны, девочка красива. 2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. 3) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент). 4) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам). При образовании кратких форм прилагательных с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен. В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: Посмотрите, сколько в тексте прилагательных! Попробуйте убрать их — и текста не будет. Потому что все они на месте и правильно употреблены. А ведь именно краткие формы прилагательных и сравнительные степени прилагательных доставляют нам много хлопот и вместе с тем большое количество речевых ошибок. Смотрите сами. Девушка была высокая, красива и весела. В одном ряду употреблены полная и краткие формы – в результате речевая ошибка. Мой брат более старше меня, учится он хорошее. В этом примере две морфологические ошибки. 1. Более старше — плеонастическое выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. 2. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня. Следовало сказать: Брат способней и умней меня. Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты. 1) Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны, девочка красива. 2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. 3) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент). 4) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам). При образовании кратких форм прилагательных с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен. В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).а (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).). При образовании кратких форм прилагательных с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен. В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).
Лексические нормы – это помощники, делающие все, чтобы взаимопонимание людей было полным, общение приносило радость и не возникало недоразумений на почве недопонимания.
Страницу подготовила Анна ТЕРЕНТЬЕВА