Церковь и школа: шаги к сотрудничеству
- Понедельник, 12 декабря 2016, 15:53
- Образование
- Нет комментариев
Иногда в жизни бывают моменты, в которые трудно отличить добро от зла и сделать верный вывод. Начиная работу над данным материалом, я невольно вспомнила картинки из детства. Весна. Тихий субботний вечер. Соседки-старушки, негромко перешептываясь, куда-то собираются. «Куда они?» – интересуюсь у родителей. «В церковь. Тебе туда нельзя», — следует ответ. Но любопытство берет верх, и мы, кучка вездесущих подростков, втайне от взрослых тоже побежали в соседнее село. Красное – так оно называлось, находилось в трех километрах от нашей деревни, мы каждый день ходили туда в школу. Церковь – много лет спустя я узнала, что приход носит имя Михаила Архангела – на моей памяти всегда была действующей, но нам, школьникам, дорога не то что внутрь, даже к стенам была запрещена. Стараясь быть незамеченными, мы подошли довольно близко к храму. Там шла служба. Затаив дыхание, пытались разобрать непонятные для нас слова. Не скажу точно, сколько прошло времени, но потом двери вдруг широко распахнулись, и на улице стало светло от многочисленных свечей. Мужчины и женщины несли иконы, кресты, еще что-то… Народу было много. Обогнув храм со всех сторон, люди остановились на крыльце. Слов, произносимых священником, снова было не разобрать, но на его возглас: «Христос воскресе!» слышалось дружное «Воистину воскресе!»
И тут нас обнаружили… Домой бежали быстрее ветра, а в голове уже «прокручивались» варианты наказания, которое, мы не сомневались, ждет нас в понедельник в школе.
Правильно ли поступали тогда родители и учителя, запрещая нам посещать церковь? Ответ на этот вопрос я ожидала получить, поприсутствовав на заседании «круглого стола» в районном отделе образования. Тема встречи работников образовательных и других учреждений района с представителями православной церкви – «Взаимодействие церкви и школы в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Не так давно, как известно старшему поколению, произошла культурная революция, пошатнулось устоявшееся у всех понимание общественных ценностей. И неудивительно, что это очень сильно отразилось на нравственном развитии современных детей, которые стали агрессивными и жестокими. Молодое поколение развивается и живет по принципу «каждый за себя», который никак не совместим с духовностью и нравственностью. И в этом нет их вины, ведь все это происходит по причине глобальных изменений в государственной жизни. В наше время на первый план каждой семьи выступает финансовое благополучие, и родителям в первую очередь важно прокормить семью, а нравственное воспитание детей уходит на второй, а то и на третий план. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, дает ему необходимые знания, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает его к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определенной системой нравственных норм, высших духовных ценностей. Именно об этом говорили в своих выступлениях настоятель храма Амвросия Оптинского Анатолий Волгин и благочинный Осташковского округа Дмитрий Марковский. Отец Анатолий предложил создать в районе Совет по духовно-нравственному воспитанию, в который вошли бы представители всех организаций, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения. «Надо идти не параллельно, а вместе», – подчеркнул он.
В работе «круглого стола» приняли участие член епархиального Совета Тверской епархии, председатель отдела религиозного образования и катехизации, доцент кафедры теологии института педагогического образования ТвГУ иерей Виталий Симора и специалист Тверской епархии по взаимодействию со светскими образовательными организациями Татьяна Гвоздарева. «Необходимость изучения основ религиозных культур, либо светской этики прописана в современных ФГОСах. Это радует, так как до недавнего прошлого данный опыт игнорировался вообще, либо преподносился со строго атеистических позиций. Это касается не только курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-м классе. Изучение основ религиозной культуры согласно нормативным документам возможно и в дошкольных образовательных учреждениях», – сказала Татьяна Ароновна. Она же обратила внимание собравшихся, на то что речь идет не о навязывании того или иного мировоззрения, а о возможности построения воспитательной системы в рамках школы или дошкольного учреждения с использованием богатого воспитательного потенциала традиционных религий с учетом выбора родителей и во взаимодействии с традиционными конфессиями.
«Мы не отвергаем всего того, что делается в школах по духовно-нравственному воспитанию – экскурсии, праздники, хореографию, спортивные мероприятия и др., но считаем, что без обращения к ценностям духовной жизни, которые дает нам православие, все это будет напоминать срезанный букет. Красивый, но оторванный от корней, он засохнет, даже если его поставить в воду. Напротив – органичное восприятие традиций духовно-нравственного воспитания, корнями уходящих в религиозное мировоззрение, даст прочную, надежную основу для дальнейшей работы, и церковь готова эту работу поддержать», — заверил участников встречи отец Виталий.
Обсудив возможности проведения курсов повышения квалификации педагогов, преподающих основы православной культуры в школах, представители духовенства ответили на возникшие вопросы и дали необходимые рекомендации.
Возвращаясь в редакцию, я думала о том, как все же изменилось время… Когда-то я лично взахлеб читала учебник истории пятого класса: мифы Древней Греции вызывали неподдельный интерес. Но ведь это не наша история, верно? Православная русская земля хранит не меньше былин и сказаний о подвигах и благодеяниях своего народа. Отрадно, что мы об этом вспомнили. И спокойно: если мне захочется посетить церковь, никто меня за это не накажет. Получается, я нашла ответ на свой вопрос: не стоит надевать оковы на ищущие свободу души.
Светлана Гербст