Полтора века несущая просвещение
- Вторник, 23 мая 2017, 13:56
- Край родной
- Нет комментариев
Начало в №11 за 24 марта 2017 г.(стр. 4)
Передовые учителя последней четверти XIX века видели ограниченность знаний, получаемых учащимися в начальной школе, и пытались сами, на свой страх и риск, создать втайне от земства и полиции 5-й класс с целью дать учащимся больше знаний, нежели позволяла программа 4-х классов. Такой пятый класс и был организован в Прямухинской школе силами учителей еще в 1878 году. Просуществовал он, правда, всего один год, обучалось в нем пять учащихся: Алексей Гаврилович Миткалев, Иван Васильевич Зилов из Прямухина, Григорий Васильевич Орлов из Мытниц, Алексей Степанович Семенов и Григорий Николаевич Кузнеченков из деревни Носково (сейчас находящейся на территории Борковского с/поселения – прим. автора).
Несмотря на низкую оплату труда сельского учителя, ненужную «опеку» со стороны полиции и духовенства, в деревню шли учителя-народники, которые целиком отдавались благородной цели просвещения.
Первыми такими учителями в Прямухинской школе были братья Бобровы, Михаил Михайлович и Павел Михайлович, проработавшие полтора десятка лет. Они отличались высокой учительской квалификацией, общей и политической грамотностью, умело преподносили на уроках «природоведческий» материал в материалистическом аспекте. Именно это и способствовало тому, что из начальной школы выпускались ученики, хорошо для того времени знавшие русский язык и обладавшие более высокой степенью общественного сознания.
Эти результаты работы учителей особенно проявились в период революции 1905 г., а также в военные годы. К числу воспитанных школой передовых людей можно отнести, кроме ранее упомянутых, из селения Прямухино – Чечеткина Якова Тимофеевича, Морякова Якова Антоновича, из деревни Мытницы – братьев Воробьевых Егора и Ивана Ионовича, Орлова Дмитрия, из деревни Коростково – Баранчикова Захара Дмитриевича и других. Последний за свои революционные взгляды и участие в событиях 1905 года был застрелен черносотенцем Василием Русаковым в 1906 году в селе Прямухино.
Поскольку Прямухинская школа была открыта первой во всем Новоторжском уезде, а содержание в ней детей из дальних деревень иногда слишком обременяло их родителей, у крестьян была попытка приблизить школу к учащимся, то есть открыть ее в других селениях, но им было отказано в этом. Родители из деревни Купишиха Прямухинской волости (ныне территория Заовражского с/поселения – прим. автора) добились в одно время юридического права на открытие у них хотя бы двух классов начальной школы со взятием на себя всех расходов по содержанию школы и учителей. На помощь им пришли передовые учителя Прямухинской школы – братья Бобровы, рекомендовав в качестве учителей, хотя бы временно, успешно окончивших школу учеников: Миткалева Алексея Гавриловича, Зилова Ивана Васильевича, взяв над ними методическое руководство. Такая школа в Купишихе просуществовала около года, а потом закрылась по причине материальных затруднений: в содержании помещений, в приобретении пособий и в оплате учителям (хотя жалованье их было и так очень маленькое – они получали по 40 копеек в месяц с одного ученика, и притом питались (поразительный для современного человека факт!) – у родителей учеников, приходя по очереди к ним домой).
Внеклассной воспитательной работы с учащимися в то время не было никакой, да и быть не могло, потому как учителю нельзя было ею заниматься: его могли заподозрить в распространении «вольнодумства» – так тогда власти квалифицировали общение учителей с учениками и их родителями. Вместе с этим большой процент времени в дореволюционной школе отводился на формирование религиозных взглядов учащихся: обязательным условием перед занятиями и после них было пение церковной молитвы под руководством учителя или священнослужителя; ученики были обязаны каждый праздник, в том числе и в воскресенье, посещать церковь и исполнять обряды, а из более послушных и развитых учеников готовили певчих для церковных хоров.
Внеклассная и внешкольная работа даже воспрещалась учителю, а за чрезмерное проявление инициативы он мог быть наказан вплоть до тюремного заключения. Известен факт, когда за театральную постановку с учащимися одной из басен Крылова учитель Бобров был вызван к становому приставу для объяснений.
Таким образом, все новые, передовые взгляды и достижения человеческой мысли в то время могли концентрироваться только в школе, которая была организующим и направляющим центром по распространению просвещения среди широких масс крестьянства в деревне. Поведение учителей было наглядным примером для учеников. Заслуживает внимания тот факт, что их учеников можно было резко отделить от учащихся Кузьма – Демьянской церковно-приходской школы по всестороннему развитию и грамотности. Неслучайно с уходом братьев Бобровых из Прямухинской школы уменьшилось число окончивших четвертый класс, и на общественном поприще ее учеников не стало видно.
Продолжение следует.
Марина Черненок,
хранительница фондов музея Бакуниных