Земские тракты
- Четверг, 10 декабря 2015, 14:54
- Край родной
- Нет комментариев
Эти важные грунтовые дороги были основной связующей нитью нашей промышленной зоны с уездным городом Торжок, с железнодорожной станцией и пристанью на реке Тверце. Их было две: Загряжский и Осташковский земские тракты. Вот как описываются эти пути в сведениях окладных книг Земства.
«Загряжский земский тракт пролегает через всю западную часть уезда от города Торжок до села Каменного Тысяцкой волости, при котором расположена известная писчебумажная фабрика Т-ва «М.Г.Кувшинов». Далее он пролегает через имение Баховка, деревню Тарасково и соединяется в местечке Ключи с Осташковским трактом.
До постройки железной дороги к фабрике последняя вела свои торгово-промышленные сношения с близлежащей железнодорожной станцией и речной пристанью в городе Торжок при посредстве описываемого тракта. Тяготея приблизительно двумя третями (2/3) своих грузов к тракту, фабрика эта давала на него до 462200 пудов (7395,2 тонны), отправляя разной бумаги на станцию Торжок и привозя оттуда сырья для выделки ее до 187800 пудов (3004,8 тонны).»
Что же за грузы ежедневно и еженощно текли по этому тракту? Статистика Земства сообщает следующие сведения:
– «Писчебумажная фабрика в Тысяцкой волости, в селе Каменном, принадлежащая Товариществу «М.Г. Кувшинов», вырабатывает из дерева, соломы, тряпья 543278 пудов (8692,45 тонны) различной бумаги на сумму до двух миллионов рублей в год, в том числе:
– почтовой бумаги 37716 пудов на 179015 рублей;
– писчей бумаги 74841 пуд на 294922 рубля;
– печатной бумаги 194649 пудов на 692266 рублей;
– писчей особой бумаги 74841 пуд на 388091 рубль;
– проточной и фильтров 90203 пуда на 120847 рублей;
– растительного пергамента 11134 пуда на 56899 рублей;
– тетрадей всяких до 4-х миллионов штук (13800 пудов) на 75259 рублей.
Сырой материал идет через станцию Торжок и отчасти по Тверце. Так, сера, гарпиус, соломенная масса и асбестин – из-за границы через станцию Торжок; глина из Харьковской губернии, сода из Екатеринослава тоже через станцию Торжок; хлорная известь и глинозем – из Елабужского уезда Вятской губернии на пристань на реке Тверце в Торжке; целлюлоза из Лифляндской губернии, тряпье – из разных мест через станцию Торжок. Эти материалы возятся по Загряжскому тракту или по Осташковскому.
Крестьяне возят лен, овес, сено, лес (дрова, бревна, доски) до станции Торжок. Селения, расположенные поблизости от Кувшиновской фабрики, сбывают свои продукты на эту, последнюю, туда возят, главным образом, сено, солому, дрова».
«Местность, по которой пролегает тракт, частью гористая, частью низменная, почва более глинистая; имеются искусственные сооружения – гати, насыпи, местами устроена мостовая. Но, несмотря на все это, дорога все-таки плоха, и движение по ней, особенно весною и осенью, очень затруднительно.
Из более важных мостов на тракте можно отметить постоянный мост при селе Косьмодамианском (Прямухинской волости) через реку Осугу, содержимый уездным Земством; кроме того, имеются еще несколько мостов через мелкие ручьи – содержатся они частновладельцами и крестьянами.
С юга в Загряжский тракт при деревне Негоново впадает крупная ветка, идущая от села Заовражье через село Прямухино. Ветка эта служит подъездным путем к Загряжскому тракту для селений Прямухинской волости. Везут, главным образом, продукты сельского хозяйства: лен, овес, рожь, а также лес, дрова, дранку. Скототорговцами прогоняется много скота, скупаемого у местного населения и в смежном Старицком уезде».
«Осташковский земский тракт проходит от города Торжок до границы Вышне-Волоцкого уезда, вблизи пересечения ея с границей Осташковского уезда: служит подъездным путем к рынку города Торжок для селений Баранье-Горской, Пречисто-Каменской, Никольской и частью Тысяцкой волостей. Крестьяне везут в город на продажу лен, овес, сено, солому, дрова, бревна, деревянные изделия, а обратно – предметы первой необходимости: бакалейные, галантерейные товары и хлеб (главным образом – ржаную муку).
Прежнее значение пути в связи с открытием Бологое-Полоцкой железной дороги значительно пало: очень немногие торговцы приграничных селений Вышне-Волоцкого и Осташковского уездов закупают товары прямо в Торжке, большая же их часть предпочитает провозить их по железной дороге через село Фирово (Новгородской губернии). Тракт имеет весьма важное разветвление от деревни Горощино на село Пречисто-Каменку и далее на деревню Боброво и Сафонтьево до села Каменного. Ветвь эта служит подъездным путем к главной линии дороги не только для селений, тяготеющих к ней, но и для Кувшиновской фабрики, которая провозит через нее на Осташковскую дорогу до Торжка и обратно приблизительно 1/3 своих грузов, равную 231100 пудам (3697,6 тонны).
Кроме этой ветки, существует еще несколько побочных мелких проселков. Местность, по которой тракт пролегает, по большей части гористая, местами тракт замощен. Проезд по тракту во всякое время года не представляет больших затруднений. Грузовое движение начинается с 50-ой версты дороги.
Из мостов на главной линии наиболее важный находится близ деревни Горощино (Никольской волости) через реку Осугу; содержится уездным Земством».
Как мы видим с вами из выше- изложенного, писчебумажная фабрика испытывала большие трудности в торгово-промышленных отношениях. Грузоперевозки между фабрикой и станцией Торжок становились постепенно тормозом в конкурентной борьбе с другими подобными заведениям. Содержание конюшен почти с двумя сотнями лошадей, заготовки и закупки сена и овса на корм, денежное содержание извозчиков и конюхов, убытки от порчи продукции и сырья при перевозке по грунтовым трактам, особенно по Загряжскому, — все это заставило фабричное руководство пойти на значительные затраты, чтобы улучшить свои торгово-промышленные отношения со всей Россией. Земский статистический отчет за 1908-1909 годы сообщал: «В виду плохого состояния гужевых путей от писчебумажной фабрики до Торжка, Т-во «М.Г.Кувшинов» строит на свои средства железную дорогу». С вводом в эксплуатацию железнодорожного подъездного пути от фабрики до станции Торжок значение обоих трактов сильно уменьшилось. Однако они продолжали служить для близлежащих селений. По ним крестьяне подвозили к станциям железной дороги свою сельскохозяйственную продукцию для продажи на рынках уездного центра.
В годы Великой Отечественной войны эти тракты вновь были востребованы и сыграли важнейшую роль в обеспечении войск Калининского фронта. Они стали рокадой вдоль линии фронта. Именно по этой дороге в прифронтовой город Кувшиново приезжали крупные советские военачальники – маршал И.С. Конев, маршал Г.К. Жуков, известные советские писатели и военные корреспонденты Б. Полевой, А. Фадеев, А. Платонов и многие другие.
После введения в эксплуатацию в 60-е годы республиканской дороги Торжок-Осташков эти тракты превратились в грунтовые дороги местного значения.
Л. Ролле
(По материалам сборника «Статистико-экономическое исследование грунтовых дорог Тверской губернии»
под редакцией К.Л. Воробьева. 1908-1912 гг.)