Здесь десять классов пройдено…
- Вторник, 31 октября 2017, 14:47
- Край родной
- Нет комментариев
В жизни каждого человека есть памятные даты: дни рождения, именины, свадьбы… Но вот приходит особый юбилей. Юбилей школы, где мы учились, росли, приобретали знания. С ностальгией вспоминаются школьные годы – сесть бы снова за парту и почувствовать себя школьницей. Невозможно. Каждая секунда остается в прошлом, а жизнь стремительно несется вперед. В нынешнем году Прямухинская средняя школа отмечает свой 150-летний юбилей. Скольких учеников выпустила она за полтора столетия – сосчитать невозможно.
Я – выпускница 1966 года.
Какой же была родная школа более 50 лет назад?
Располагалась она в кирпичном двухэтажном здании бывшей ткацкой фабрики Бакуниных. В 150 метрах находилось еще одно деревянное здание, где были начальные классы, класс старшеклассников, школьный буфет, жилье техслужащей и спортзал. Вокруг этого здания — беговые дорожки, спортивные площадки. В школе обучалось более 300 детей. Физическую культуру преподавал Дмитрий Георгиевич Комаров – требовательный, временами жесткий. В годы войны он воевал в партизанском отряде «Земляки». Интересовался историей села Прямухино, был краеведом. Его жена, Валентина Дмитриевна Исаева – заведующая школьным интернатом. На время проживания там школьников она стала для них второй мамой. Интернат занимал одноэтажное здание, а в 2-этажном флигеле, сохранившемся до наших дней, проживали семьи учителей.
Наши учителя одевались скромно, но со вкусом. Во всем чувствовалась их интеллигентность. Пользовались уважением среди населения. Полвека прошло, а забыть их невозможно. Александра Андреевна Романова с 5 по 8 классы преподавала нам русский язык и литературу, наш классный руководитель. Небольшого роста, полненькая, круглолицая, с гладко зачесанными волосами, коренная жительница Прямухина. Это она привила нам любовь к чтению книг. Была проста в общении, но довольно строга к нерадивым ученикам. У нас, девочек, Александра Андреевна вела домоводство. Учила нас штопать носки, вышивать, чистить селедку, лепить пельмени.
Начиная с 6 класса мы, девочки, по субботам мыли полы в своем классе. Сменной обуви тогда не было, и некрашеные полы становились темными за неделю, приходилось мыть с песочком и голиком. Это было обычной обязанностью девочек, и наши мамы относились к этому спокойно. Так начиналось наше трудовое воспитание.
В школьном коридоре еженедельно проходили линейки: хвалили за успеваемость прилежных учеников, журили ленивых. В начале 60-х годов директором школы назначили Георгия Ильича Веселова. Он никогда не повышал голоса, но если кто-то плохо себя вел или ленился, делал замечание так, что у провинившихся больше не появлялось желания повторить ошибку. Преподавал в старших классах алгебру, геометрию, тригонометрию. Преподносил новый материал так, что после его объяснения мы сами логически мыслили и с удовольствием учили теоремы, решали сложные задания. Его жена – маленькая, худенькая женщина, работала в сельском клубе, куда население ходило на просмотр фильмов. Причем, народу всегда было столько, что яблоку негде упасть.
После окончания 8 класса некоторые одноклассники пошли учиться в техникумы, училища, в 9 класс пришли ученики восьмилетних школ Большого Борка, Пречисто-Каменки, Красного Городка, Заовражья. В классе – почти сорок человек. Объединила нас Анна Степановна Михайлова, наш второй классный руководитель, историк. Она просто излучала жизнелюбие. Знала всех родителей учеников. Своих детей у нее было, поэтому всех нас, как однажды она сказала, считала своими детьми и была за нас в ответе. Продолжала интересоваться нашей жизнью и после выпуска из школы, присылала открытки, которые спустя 50 лет хранятся у меня в семейном альбоме. У Анны Степановны была страсть к пению. Она была организатором и руководителем школьного хора. Мы выступали на сцене сельского клуба. Кроме этого, ставили шуточные сценки, читали стихи русских поэтов и собственного сочинения, показывали фокусы, танцевали.
Наш класс находился по соседству с раздевалкой, окна выходили на восток, в старый бакунинский сад. Старые сливы еще плодоносили, яблони и вишни радовали урожаем. Между плодовыми деревьями – грядки. Мы их вскапывали, высевали семена, пололи всходы, поливали. Столовую школьного интерната полностью обеспечивали овощами с пришкольного участка. Здесь мы проходили обязательную летнюю практику. С левой стороны сада еще были живы свидетели старины – барские конюшни. Дух старого времени витал в воздухе более явно, чем сейчас. Заросли сирени, жасмина, барбариса еще хранили следы былых времен. Предок прямухинского жасмина сейчас растет возле моего дома.
Школа отапливалась дровами. Ученики 6-8 классов пилили их обычной пилой двуручкой по 2 кубометра на человека. Пилили осенью по воскресеньям – в единственный выходной день. Думаю, современным ученикам и их родителям это сложно понять. Среди нас не было «принцев» и «принцесс». Надо – значит, сделаем.
Помогали мы и в уборке урожая родному колхозу. Муж Анны Степановны – Борис Николаевич Осипов, работал председателем колхоза. Пришел с войны после ранения и как член партии был направлен на работу в колхоз им. Ульянова Ленина. При нем колхоз процветал.
Осенняя пора была ответственной и для школьников. Всем классом ездили копать картошку в дальние деревни и расстилать лен. Работали ежедневно с охоткой, и деньги по тем временам получали немалые: 120-150 рублей. Если учесть, что буханка хлеба стоила 12 копеек, то наши заработки в семьях были большим подспорьем. Ни у кого из родителей и мысли не возникало, чтобы не пустить свое чадо на работу.
Трудовое обучение имело место и в стенах школы. Девочек учили не только домоводству, но и в столярной мастерской. Мы колотили домики для птиц, делали черенки для лопат, выпиливали, вырезали всякие дощечки. Петр Сергеевич – учитель труда, жизнерадостный, общительный, всегда с улыбкой на лице. В старших классах у нас был обязательный факультатив: растениеводство и машиноведение – трактор. Устройство и работу трактора нам объяснял Петр Сергеевич, даже практиковались езде на гусеничном тракторе. Мы все получили права машиниста-тракториста 2 класса.
Было все интересно в школьные годы! Какие-то полвека отделяли нас от последних хозяев бакунинского дома,и мы, рожденные в первые послевоенные годы, жадно интересовались тем, что давало знания и первые навыки жизни. В этом большая заслуга наших учителей. С теплом и уважением вспоминаю о них.
Семейная пара учителей Березкиных из Коросткова: Екатерина Михайловна Алексей Матвеевич. Он прошел с боями всю войну, терял боевых друзей. На каждом уроке 5-10 минут рассказывал нам о прошедшей войне. Вера Васильевна – учитель географии. Валентина Степановна Власова преподавала биологию и химию.
В 1964 году в школе появилась новая семейная пара учителей: Виноградовы Анатолий Михайлович и Мария Егоровна. Анатолий Михайлович с первого знакомства запомнил нас всех – 37 человек – по именам и фамилиям. Его жена, кареглазая, миловидная, преподавала пение, музицировала. Когда классы пустели, играла на пианино, и звуки музыки наполняли все здание чудесными мелодями.
После Веселова Георгия Ильича приехал новый директор – Гусев Владимир Трофимович. Молодой, энергичный, преподавал русский язык и литературу в старших классах. Он со всей своей кипучей энергией объединил вокруг себя педагогический коллектив. Школьная жизнь била ключом. Ему первому принадлежит идея создания комнаты Белинского на втором этаже уцелевшего флигеля. Это он начал собирать первые экспонаты для будущего бакунинского музея. После отъезда он еще не раз приезжал со студентами в полюбившийся ему прямухинский уголок.
Прямухино – уникальное место: старый парк, каскадные пруды, горки, редкие растения, и, конечно же, школа. Она стала для всех нас, выпускников, стартом на большой и сложной дистанции, имя которой – жизнь.
Татьяна Лебедева