Храм Рождества Христова в селе Заовражье
- Среда, 29 июля 2020, 19:00
- Край родной
- Нет комментариев
На высоком месте, среди курганов, где покоится прах русских воинов со времен татаро-монгольских набегов, польско-литовских захватчиков, находится погост Залесье, здесь и стоит храм Рождества Христова. До 1810 г. на этом месте возвышалась деревянная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, построенная примерно в середине XVII века. Хотя в Писцовой книге Леонтия Скобельцина или первой переписи за 1624-25 годы упоминается погост Залесье с церквушкой из рубленых клетей (небольшие срубы). По всей вероятности, деревянная церковь перестраивалась, так как стала ветхой. Помещик Петр Хлопов в 1810 г. начал строить новый храм по проекту известного санкт-петербургского архитектора В.П. Стасова. Храм Рождества Христова возводился 10 лет и был освящен в 1820 году в честь победы Русских войск над Наполеоном в войне 1812 г. Храм сложен из кирпича местного производства, в классическом стиле в форме креста, весь оштукатурен, фронтон и отделка – из известкового камня, который доставлялся из Старицы. С северной и южной сторон храм украшен великолепными портиками, которые поддерживают восемь колонн. Особую красоту портикам придаёт великолепная отделка-обрамление из известкового камня. Церковь имеет два входа: с западной стороны и южной. Есть двухъярусная колокольня, которую украшают колонны в коринфском стиле. В середине XIX века храм расширили: пристроены левая и правая трапезные, так он стал иметь форму ковчега. Расширяли храм помещики В.А. Полторацкий и Д.А. Полторацкий. Одна из представительниц рода, Софья Полторацкая, похоронена возле храма. Фасады пристройки стилистически выдержаны строго в старых формах. Своды пристройки крестообразные.
В середине XIX века всю церковь обносят валунной оградой, с трехпроходными воротами с северной стороны и калиткой – с восточной. Решетки ворот выполнены в стиле ампир. Отопление в храме вентиляционно-калориферное.
Во второй половине XIX века храм был расписан, кстати, расписывался он два раза. Первая роспись скромная, выполнена в виде украшения цветами и листвы, вторая роспись – это та, что сохранилась до наших дней.
Иконостас был резной и почти полностью покрыт позолотой. В момент богослужений при зажженных свечах алтарь просто светился. Росписи храма буквально завораживали. На колоннах и на стенах изображены святые угодники и великомученики земли Русской, своды храма расписаны на библейскую тему. На куполе обращает на себя внимание огромная роспись Святой Троицы, (Отца, Сына и Святаго Духа). Между окнами купола помещены изображения двенадцати апостолов. Ниже окон, на так называемых «парусинах» или пилонах, изображены четыре евангелиста. Над южными дверями храма находилась роспись с изображением Рождества Христово, с северной стороны, выше окон, под сводами – Успения Пресвятой Богородицы. В пристроенной правой трапезной с западной стороны настенная роспись – благословение детей Христом, в левой трапезной с западной стороны – убийство Святого мученика Михаила Тверского язычниками, справа от западной двери главного входа – лепта вдовицы, слева – беседа Христа с самарянкой.
В храме было много прекрасных икон, наиболее почитаемыми из них являлись иконы Божией Матери Скоропослушницы и Тихвинской. Их жители д. Купишиха привезли из города Санкт-Петербурга ещё до Октябрьской революции. Сначала долго собирали средства на приобретение и доставку икон, затем преподнесли их в дар Заовражской церкви от жителей деревни.
На колокольне находилось много колоколов, на большом центральном были отлиты имена строителей храма и дата. Считалось, что самый красивый и звучный колокольный звон именно в Заовражском храме. Церковь славилась своим великолепием. В ней устроено 3 придела: центральный в честь Рождества Христова, правый – Святой великомученицы Параскевы, левый – Тихвинской Иконы Божией Матери. Храм большой, вместительный, но в момент богослужений места не хватало, людей много, стояли даже в притворе и на паперти. Приход был большой, на службу приходили из Старицкого, Луковниковского, Торжокского районов. С восточной стороны от храма, через дорогу, по воскресеньям организовывалась ярмарка, приходившие на богослужение люди имели возможность посетить ее и что-то купить или продать. Имелись церковные документы: опись 1899 года, метрики с 1795 года, исповедные с 1829 года, план на землю (не сохранился).
В 1932 г. коммунистами был сброшен с колокольни главный большой церковный колокол. В конце 1950-х в начале 1960-х годов вокруг храма разработали карьеры для добычи песка, поэтому большая часть курганов погибла. Песок вывозился для отсыпки дорог. Когда начинали рыть карьеры, некоторые люди надеялись найти ценности, но кроме костей и черепов там ничего не было. Таким образом, песок вместе с человеческими костями вывозился на дорогу. Планировали из храма сделать клуб, но помешало то, что вокруг располагалось кладбище.
В 1964 г. храм закрыли, иконы и утварь вывезли в Васильково – Никольскую церковь. В 1970-х годах церковь подвергается страшнейшему разгрому. От былого великолепия не остается и следа. В 1980 г. храм поджигают, сгорает алтарная часть левого престола. Начинает течь кровля. Гибнут настенные росписи. Обваливается часть сводов.
10 ноября 1996 г., с приходом молодого священника о. Андрея Николаева, в с. Заовражье начались богослужения, сначала – в сохранившемся помещении имения бывшего помещика.
В 1997 г. группа прихожан пришла в храм и очистила его от грязи, мусора и битого кирпича, а на день Святой Троицы состоялось первое богослужение после длительного запустения. В храм медленно потянулись прихожане. В 1998 г. из Васильковской церкви возвращено святое Распятие, принадлежавшее Заовражскому храму. Силами прихода стал производиться ремонт.
До 1901 г. в храме Рождества Христова служили: священник Александр Васильевич Богословский, 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1882 г., священником с 1883 г., награждён в 1898 г. скуфьей. До 1880 г. диаконом был Фёдор Иоаннович Соколов, затем диаконом служил Михаил Фёдорович Соколов 32-х лет, в служении с 1889 г., диаконом с 1891 г. Псаломщик Николай Арсеньевич Орлов, 21-го года, в должности с 1898 г. Прихожан в деревнях Заовражье, Ильино, Поповиха, Каравайцево, Шаплово, Лукино, Вышгород, Свеклино, Хрычёво, Глухово, Пекишево, Андрианово, Рылёво, Купишиха, Коршево – 377 дворов (1224 мужчины, 1428 женщин).
До 1914 года служили так же священник Иоанн Дьянов, 51-го года, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Христорождественском храме – 5 лет. Штатный диакон Михаил Соколов, 47-ми лет, на службе 25 лет, в Христорождественском храме – 23 года. Псаломщик Пётр Борисоглебский, 42-х лет, на службе 15 лет, в Христорождественском храме – 5 лет. Прихожан в деревнях Андрианово, Коршево, Заовражье, Каравайцево, Пекишево, Рылёво, Вышгород, Глухово, Лукино, Хрычёво, Поповиха, Свеклино, Купишиха, Ильино, Шаплово – 1398 мужчин и 1522 женщины.
После 1914 года служил протоирей Иоанн Хильтов, с 1930-х годов – по 1948 г. – иеромонах о. Михаил Куракин, затем до 1964 г. служил протоирей о. Сергий Никитин (в юношестве был учеником Иона Кронштадского), с 1996 г. по 2006 г. служил иерей о. Андрей Николаев. С 1 июля 2009 г. в храме служит протоирей о. Александр Рожок.
Обращаюсь ко всем неравнодушным людям: если есть возможность, помогите чем можете. Мы должны сохранить святыни земли русской для наших детей, наших потомков. Будет жить вера на Руси, будет жить и Русь православная! В настоящее время храм нуждается в большой реставрации.
В двух километрах от храма находится святой живоносный источник, когда-то на нём стояла часовня и были специальные купальни. Паломники, посещавшие источник, исцеляли глазные болезни. Сейчас на месте часовни построена новая в виде беседки. И даже сейчас имеются случаи исцеление глазных заболеваний.
Краеведческий материал составлен Евгением Дометовым на основе рассказов местных жителей, материалов В.И. Сысоева и Епархиальных справочников