О смарт-устройствах
- Вторник, 12 марта 2019, 9:29
- Внимание
- Нет комментариев
В 2019 году Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Trusted Smart Products» — «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства становятся повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что в корне меняет процесс взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.
Смарт-устройство — это электронное устройство, связанное с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных способов доступа (через Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и др.), т.е. они обязательно подключены к Интернету. Могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. Такие устройства ещё называют «умная электроника». К ним относятся: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п.
Смарт-устройства являются технически сложными товарами (ТСТ), т.к. имеют сенсорный экран и выполняют две и более функции. К таким устройствам применяются нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже технически сложных товаров.
Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, а основные права потребителей при покупке смарт-устройств установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей» и в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении перечня технически сложных товаров»
При заключении договора купли продажи смарт-устройств, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, продавце и реализуемом товаре, который должен быть качественным и безопасным для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред его имуществу. Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке.
По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии, поскольку не всегда потребитель обладает специальными техническими познаниями о функциях смарт-устройств. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.
Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.
Также необходимо знать, что продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару, не допускается.
Итак, в случае обнаружения недостатка в смартфоне
Если недостаток обнаружен в пределах срока гарантии, то статьёй 18 Закона установлен 15-дневный срок от даты покупки, в течение которого потребитель вправе заявить требование о замене товара или возврате денег при обнаружении недостатка в ТСТ. По истечении указанного срока (15 дней) потребитель может рассчитывать лишь на гарантийный ремонт технически сложного товара, который не может превышать 45 дней. На время ремонта потребитель в письменной форме может потребовать подменный материал. На период ремонта гарантийный срок на товар продлевается.
Если же недостаток обнаружен по истечении срока гарантии, то Законом предусмотрен 2-х летний срок со дня продажи товара, в течение которого потребитель вправе заявить продавцу или уполномоченной организации или импортеру требования, предусмотренные ст. 18 Закона в случае, если докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара (п. 6 ст. 18 Закона). Т.е., потребитель, проводит экспертизу за свой счёт. Затем, получив заключение эксперта о производственном дефекте товара, наряду с одним из требований ст. 18 Закона имеет право заявить продавцу требование о возмещении убытков, возникших при оплате стоимости экспертизы, т.к. данные убытки явились следствием продажи товара ненадлежащего качества.
Если в товаре обнаружился недостаток, а срок гарантии и 2-х летний срок прошёл, но не истёк срок службы товара, то согласно п.6 ст.19 Закона потребитель, получив подтверждение о наличии в товаре существенного недостатка (это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки) производственного характера вправе обратиться к изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) с требованием о безвозмездном устранении таких недостатков.
Для надлежащей работы смарт-устройства, необходимо его подключение к сети передачи данных. Соответственно потребитель должен заключить договор об оказании услуг связи. Договор доступа к сети может быть постоянный или разовый (например, в интернет-кафе, по общедоступным каналам сети WI-FI и пр.). Доступ же может осуществляется через сим-карту либо иными способами, к примеру по сети WI-FI. В связи с чем, в процессе использования смарт-устройства, потребитель имеет право на качественные услуги связи. В данном случае регулируются Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» (в случае доступа через мобильную сим-карту), а также Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи».
Важным вопросом является возможность возврата смарт-устройства надлежащего качества (то есть, не имеющего недостатки), но не подошедшего потребителю по форме, фасону, расцветке, размеру, габаритам и комплектации (к примеру, габарит смарт-телевизора). В этих ситуациях нужно помнить, что смарт-устройства входят в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (п. 11 Перечня). Однако это не относится к товарам, приобретаемым дистанционным способом (то есть через сеть Интернет). В таком случае действует п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом и статья 25 Закона о защите прав потребителей. Покупателю предоставляется право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Важно помнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (к примеру, смарт-часы с надписью «Вадиму от Стеллы»).
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Внимание! Поскольку смарт-устройства используют различные приложения, при установке которых запрашивается согласие потребителя на использование его данных, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами, которые размещают для ознакомления производители приложений. Помните, что смарт-устройства при их использовании собирают и отправляют информацию о персональных данных пользователя, в том числе и конфиденциальную, к примеру, сведения об интересах и увлечениях потребителя, его образованности и здоровье, о потребительском поведении и др.
Одновременно сообщаем, что 15 марта 2019 г. с 10:00 до 15:00 будет проводится тематическое консультирование по вопросам применением законодательства по защите прав потребителей, в частности по приобретённым смарт-устройствам, а также по вопросам финансовых услуг.
Звонки принимаются по телефону (в том числе и в другие дни в рабочее время):
(848251)98556— консультационный пункт для потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжок.
(848251)91147— Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Торжок.
Консультации на личном приёме проводятся по адресу: г.Торжок, ул.Луначарского, д. 119,
Потребители могут задать вопросы при помощи скайпа (Skype): zpp.fbustor@yandex.ru
Основное время работы: с понедельника по четверг: с 9-00 до 18-00; пятница: с 9-00 до 16-45, обед с 13-00 до 13-45.
Консультационный пункт по защите прав потребителей
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Тверской области» в городе Торжок