«ЗЕМЛЯКИ» НА ВАХТЕ ПАМЯТИ
- Понедельник, 4 февраля 2013, 14:10
- Чтобы помнили
- Один комментарий
Сегодня на страницах газеты мы снова возвращаемся к интереснейшей и благодарной теме – поисковой деятельности отряда «Земляки». Говорим о тех, кто, проявляя лучшие мужские качества, — надежность, ответственность и работоспособность, с душой делают свое дело. На днях мы встретились с руководителем «Земляков» Виктором Макаровым, и он с радостью поделился с нами своими новостями в работе.
По словам Виктора, сезон поисковых работ 2012-го года был очень плодотворным. Поисковики работали в Московской области, в частности в Волоколамском, Наро-Фоминском, Можайском, Рузском районах, также в Смоленской области, городе Гагарине, бывшем Гжатске, в Холм-Жирковском районе и, конечно же, в Ржевском и Зубцовском районах Тверской области. 10 дней поисковики трудились под Тверью вдоль автострады, где сейчас идет строительство завода «Хитачи». «Там мы вскрывали колодец. Поступила информация от местных жителей, что в этом месте хоронили солдат и остатки военной техники. Поиск шел на глубине 12 метров с помощью выделенной техники, но данная информация, не подтвердилась», — заметил Виктор. В Смоленской области поисковики с помощью местных проводников нашли место падения советского самолета ИЛ-2. Продолжили работу над поднятием из-под земли самолета и останков летчика под Ржевом. Пока там не удалось найти каких-либо частей с номером боевой машины. Поэтому сложно идентифицировать личность погибшего летчика. Работа там будет продолжена.
— Со 2 по 5 января нынешнего года мы участвовали в экспедиции в Московскую область на границе со Смоленской. Раскопки шли на берегу водохранилища на реке Вазуза. Экспедиция прошла очень результативно. Участвовали в ней настоящие поисковики-профессионалы из пяти областей – Московской, Ленинградской, Тверской, Калужской и Смоленской, были задействованы специальная техника и оборудование. Мы поднимали упавший советский самолет ЛАК-3. Боевая машина практически вся изготовлена была из дерева: основа — стеклопластик и прессованная фанера. Для предупреждения возгорания его обрабатывали специальным составом. Место падения самолета коллегам показывал проводник. Самолет, почти целый и немного обгоревший, был полностью извлечен из-под земли с глубины пяти метров. Самое удивительное, что летчик находился в нем же, и очень хорошо сохранились его останки. Также при нем находились личные вещи, и сразу был виден бортовой номер ЛАГГ-3, поэтому нам тут же на месте удалось идентифицировать личность. По информации немецких источников, в этом районе на больших высотах шел бой, и русского летчика сбили. Пробив по базе, мы узнали и адрес, и где родился, и где жил летчик, и цель его боевого задания. Мы прочитали записи в чуть обгоревшем планшете летчика, извлекли его комсомольский билет с фотографией, где было указано, что взносы уплачены до 1942 года, также при нем были фотографии и адреса его сослуживцев, однополчан, друзей, фотокарточка матери и аккуратно сложенный носовой платок, который, видимо, ему был очень дорог — все идеально сохранилось. Две боевые карты тоже о многом нам рассказали. Самолеты ЛАК-3 во время Великой Отечественной, в основном, использовали для разведки. Судя по картам, он выполнял боевое задание по патрулированию определенных местностей, дорог и объектов. Глядя на пробитый фюзеляж и пробоины с левой стороны кабины, мы поняли, что его расстрелял немецкий истребитель. Наш летчик, видимо, погиб еще в воздухе, ранение было смертельным, так как сохранившиеся на нем рубашка и гимнастерка пестрели огромными кровавыми пятнами. Он не успел выпрыгнуть из подбитой машины – об этом говорит обнаруженный фюзеляж самолета, который был закрыт.
Кстати, на карте погибшего летчика мы увидели выделенные направления на Торжок, Осташков, Кувшиново. Многие города и объекты были обведены кружками, к примеру, Зубцов, Ржев, наверное, это были наиболее важные участки во время войны, а также летчик таким образом обозначал для себя места разведки.
Немного о самом пилоте. Сержант Михаил Иванович Коротаев родился в 1923 году в Рязанской области, призывался на войну Химкинским военкоматом. Погиб 7 августа 1942 года совсем еще юным. Поисковики работали оперативно, слаженно, поэтому сразу же связались с архивом и нашли его родственников. Мы очень рады, что так плодотворно потрудились, и погибший летчик не остался неизвестным, последнее пристанище обрел, а его родные и близкие – дорогого сердцу человека.
Ближайшие планы работы тоже большие. Весной готовим экспедицию в Смоленскую область. Во время войны там проходил фронт по Вяземско-Ржевскому и Сычевскому направлениям, велись ожесточенные бои. С помощью проводника поисковый отряд провел разведку на местности и нашел квадрат, где разбился советский самолет ИЛ-2. Его марку мы определили по уже найденным отдельным фрагментам машины. Место там глухое, добираться тяжело – идти нужно было целый день на лыжах по глубокому снегу.
Приоритетным в нашей поисковой деятельности остается родной Кувшиновский район. Будем продолжать работу по извлечению немецкого самолета и останков его экипажа, о чем я уже рассказывал. Бортовой номер и номер завода-изготовителя боевой машины мы уже передали в германское представительство, сейчас там совместно с немецкой организацией летчиков идет работа по идентификации личности пилота. Правда, поиск у нас осложняется из-за болотистой местности. Поэтому, возможно, придется ставить деревянный сруб. Надеемся также на помощь коллег из Подмосковья. Нужны ведь и материальные средства, и техника, и люди. Если удастся найти эпицентр падения самолета, боюсь, что придется работать в противогазах: возможно, столкнемся со скоплением болотных газов, паров бензина и масла.
Также наш местный охотник рассказал нам о том, что в годы войны он с женой видел, как падал самолет, правда, неизвестно какой, в Кувшиновском районе в направлении деревни Щербово. Вместе с ним мы провели разведку, встречались с местными жителями, обследовали местность и примерно определили квадрат, где следует вести раскопки. Так что работы, сложной и напряженной, у нас хватает, но она греет душу, потому что помогает хранить память об истории родной земли, об ушедших и потерянных в годы войны родных и близких людях. От души благодарю всех, кто помогал и помогает нам в нашей святой работе, кто откликается на наши просьбы, — закончил беседу о поисковой деятельности отряда «Земляки» В. Макаров.
А. СЕРЖАНТОВА.
что за самолет ЛАК-3?