Заряженные бензином и мечтой
- Суббота, 8 ноября 2025, 15:30
- Люди, Спорт, Чтобы помнили
- Нет комментариев
Рассказ о том, как два друга-энтузиаста разнообразили спортивную карту города.
В 2022 году кувшиновская мототрасса стала единственной лицензированной в Тверской области и пока таковой остается. Этот высокий статус – заслуга нынешних мотолюбителей – «Ночных волков». Но гигантская работа, фундамент успеха – наследие двух человек, чьи имена навсегда вписаны в историю города: Виктора Макарова и Юрия Коромыслова.

Все началось с мальчишеского восторга. В 60-е годы, будучи подростком, Виктор Макаров жил по соседству с легендой кувшиновского мотокросса – Титовым Николаем Васильевичем. Он стал для Виктора проводником в мир скорости и адреналина: приносил ему заветные журналы «Чехословацкое мотор-ревю», которые были окном в другой, полный драйва мир чемпионатов разного уровня, водил на старые трассы в Хорькино и Морково, где когда-то гремела местная секция мотоциклистов. Именно Титов окружил парня социумом бывших мотокроссменов, подаривших ему щиток от гоночного мотоцикла, с ним он нигде не расставался. Все это и явилось топливом для роста будущей трассы. Уходя в армию, Макаров твердо решил: вернется и возродит мотоспорт в родном городе. И слово свое сдержал.
– В то время работал тогда в художественной мастерской, активно продвигал спорт в районе, интересовался им еще до мотоциклетного направления. У нас развивался клуб «Атлант», я тоже занимался там (через райком ВЛКСМ выбил под него первое здание в парке Жилстроя, заброшенное, дощатое). В то же время на Каменской БКФ участвовал в строительстве спортзала, близко общался с директором БКФ Николаем Макаровым. Старое здание уже не вмещало всех желающих заниматься в клубе «Атлант», поговорили с Николаем Григорьевичем, тот согласился помочь. И в Черемушках на базе старой котельной начали строить специализированный комплекс вместо старого «Атланта». При поддержке райкома ВЛКСМ, городских властей, Каменской БКФ в 1984 году его открыли. Чтобы заполучить первые профессиональные тренажеры, лично ездил в Днепропетровск. Но мысли о мототрассе меня не оставляли, одновременно общался с Николаеем Васильевичем, он возил меня по городам и весям региона, с ним смотрели трассы. Познакомился с Юрием Коромысловым, работавшим в СУ-19, он тогда трудился на фабричной стройке. Смотрю, парень интересный, любитель мотоциклов. И мы с ним вместе начали мечтать о мототрассе. Правильно говорят, что мысли материальны. Обратились в региональный ДОСААФ, там нам сказали: «Будет здание – будем решать». Поэтому для мотоциклетной секции сделали пристройку к Атланту. Тогда получили заветные, хоть и списанные, мотоциклы Чезет. Хлам, одним словом. Но они на ходу, а мы и довольны. Потом ездили в Москву выбивать мотоциклы у председателя центрального комитета ДОСААФ Советского Союза. Дали новые единицы – два 250-кубовых, один 500-кубовый, «Урал» с коляской и ИЖ К-15. Администрация нам помогала всегда, не отказывала, – рассказывает Виктор Викторович.
Для трассы выбрали заброшенный карьер на ул. Гагарина, где была настоящая свалка. Власти из райисполкома помогли с вывозом мусора. Технику для создания трассы брали практически у всех организаций района. Трактора давали и ТЭЦ, и Леспромхозы, и Мелиорации, и Сельхозтехника, и, конечно, СУ-19, где Юрий работал. Первый макет трассы сделали по наитию, как сумели. Постоянно ее меняли. Года два обкатывали трассу перед первой гонкой. Но потом поняли, чтобы построить настоящую мототрассу, все же нужна профессиональная, полноценная схема. Тогда с помощью представителя райкома Александра Леонова местные энтузиасты добрались до Москвы. Приехали в Крылатское к президенту Федерации мотоциклетного спорта СССР Александру Нифонтову. Тот, видя их горящие глаза, сказал: «Парни, поможем!» И подарил им разработанную по стандартам схему трассы с трамплинами и прыжками. С этого проекта началась та мототрасса, которую мы знаем сегодня.
Юрий Коромыслов взял на себя обучение юных спортсменов, занимался судейством, содержанием трассы и двухколесных железных коней. Первый кувшиновский мотокросс громко стартовал в 1985 году. О специальной экипировке тогда можно было только мечтать. Сегодня Юрий, сидя в новой базе кувшиновских мотоциклистов возле ДДК и глядя на трофейный валенок с хоккейных соревнований, заметил: «А мы зимой в таких и ездили! Мотоботов-то не было. Кто в чем: в валенках, резиновых сапогах…». Рождались и курьезные истории. На соревнованиях в городе Сафоново Смоленской области Виктор Макаров в пылу гонки снял свой добротный кожаный пояс… и в суматохе его забыл. «Разумеется, пояс никто так и не вернул», – заливаясь смехом, вспоминает Юрий Алексеевич.
Трасса росла. На ней проводили этапы Чемпионата России, а кувшиновские гонщики успешно выступали на соревнованиях всероссийского уровня. Товарищи в унисон говорят, что неоценимый вклад внес Фуфлов Анатолий Борисович. Как работник администрации, он пробивал бетонные плиты, освещение, водопровод, искал краны, при нем построена сцена, стартовая машина, расширена трасса… «Он мне покоя не давал, – с теплотой говорит Коромыслов. – Но без него мы бы не справились».
После определенной паузы в местном мотоспорте эстафету подхватили мотолюбители во главе с Сергеем Рыбкиным. Они провели сначала «Праздник моторов», а затем эндуро соревнования и мотокроссы.
– Мы пришли на готовую трассу с капитальным фундаментом. Помню, смотрим: бульдозер здоровый, лопата широкая… Это дядя Юра с утра работает. Вчера трасса была заросшая, а сегодня – откосы сделаны, вид совсем другой. Мы тогда подумали: «А что, трасса может так выглядеть?», – делится впечатлениями Сергей.
Сейчас трасса живет и развивается силами местных отделений «Ночных волков» и «Русских мотоциклистов» при поддержке администрации Кувшиновского округа, директора ФСЦ Михаила Васильева. В планах – сделать систему полива, продолжать привлекать в ряды молодежь.
40 лет кувшиновской мототрассе, больше полувека общей мотоциклетной истории. Мечта, заряженная бензином, заразившая десятки людей от двух энтузиастов с горящими сердцами и реализуемая в жизнь, стала настоящим спортивным чудом для всего города. Признание и благодарность всем, кто вложил в него свои силы, время и душу. Ваше дело продолжается.
Светлана КИРИЛЛОВА










