Вахту Памяти несут «Земляки»
- Пятница, 22 мая 2015, 15:11
- Чтобы помнили
- Нет комментариев
Сколько еще в лесах, болотах, на полях сражений фронтовой полосы до сих пор лежит останков безымянных солдат, остановивших шествие врага по нашей земле ценой своей жизни? Сколько безымянных захоронений воинов, павших в сражениях? Война не закончена, пока не похоронен последний солдат, и закончить ее должны мы, установив и сохранив имена навечно ушедших на фронт.
Огромный вклад в святое дело увековечивания памяти павших в годы Великой Отечественной войны вносят поисковики. С честью и достоинством, прилагая максимум усилий – физических и психологических, продолжает нести Вахту Памяти наша поисковая группа «Земляки» – команда неравнодушных. Недавно они вернулись из очередной экспедиции. Работали на трассе Москва–Санкт-Петербург в районе сельского поселения Куженкино. В преддверии 70-летия Великой Победы мы не могли не встретиться с «Земляками», и руководитель группы Виктор Макаров рассказал нам об их поисковой, и не только, деятельности, которой они сейчас занимаются:
– С 10 по 12 апреля мы вели поисковые работы недалеко от поселения Куженкино Бологовского района Тверской области. Там мы обнаружили фрагмент уникального советского самолета Ил-2, то есть опытного образца. Зимой в эту местность мы два раза ходили на разведку. Кругом болото, лес. Ощупывали каждый сантиметр земли. Зону падения самолета нам указал местный егерь. Когда щупами определили, где конкретно находятся обломки, расчистили площадку, прорубили лунки-отверстия. Сделали предварительный раскоп и стали ощупывать дальше, удостоверились – идем в верном направлении. Зимой, конечно, было полегче в том плане, что болото стояло замерзшее. Этой весной наша группа, получив у местной администрации соответствующее разрешение на работы, приступила к раскопкам. Место его падения находилось в двухстах метрах от кромки болота. Чтобы по воде и топкой грязи добраться до него, да еще и с оборудованием за плечами, экипировкой, пешком: туда ведь невозможно проехать, мы делали каждый раз по три захода. А после окончания работ несли на себе еще и выкопанные фрагменты. Конечно, тяжело, но мы довольны своей работой. Потому что это святое дело не дает умирать памяти о наших победителях.
Прежде, чем начали раскопки, полдня работала помпа – откачивала воду, только после этого мы смогли подобраться к месту. Трудились вручную, землю перекидывали наверх ведрами. Подняли более мелкие фрагменты самолета. И какова же была наша радость, когда удалось найти заводской номер и лючки самолета. После этого, пробив номер по базам данных, мы просто ахнули: «Самолет Ил-2 – непростой, это опытный образец, которых во время войны было всего несколько». Обнаружили и фрагменты одежды летчика, но, к сожалению, останков его самого пока не удалось найти. Надеемся, найденный заводской номер самолета поможет нам узнать и судьбу советского летчика. Сейчас глубина раскопа составляет два с половиной метра. Мелкие детали воздушной машины мы зачистили, но при обследовании и дальнейшей проверке вглубь щуп наткнулся на железо более крупных размеров. Предполагаем, что самые объемные детали самолета находятся на большой глубине. Будем работать дальше. Сейчас готовим очередную обстоятельную и серьезную экспедицию в это место. Важно найти и спецоборудование, в частности вакуумный насос. Без него не справиться, так как вся территория – это сплошное болото. Надеемся обнаружить еще важные и большие детали Ила-2 и, конечно, найти останки пилота и идентифицировать их. Выражаю отдельную благодарность за помощь и сотрудничество в этой экспедиции Сергею Попову, большое спасибо за активную и добросовестную работу основным участникам нашей поисковой группы Юрию Шмычкову, Андрею и Илье Орловым, Олегу Базанову и другим.
Впереди, как всегда, много работы. Ведем поиски на территории нашего района. Ищем упавший самолет, который находится в районе деревни Теляково, и останки летчиков. Уже обнаружили отдельные фрагменты боевой летной машины. Также ведем переговоры с местными старожилами о месте нахождения самолета, который упал в годы войны в направлении Ранцева, Сокольников, и погибших летчиков, один из которых является Героем Советского Союза. Мы уже беседовали на эту тему с главой Сокольнического сельского поселения Виктором Александровичем Филипповым и его заместителем, им и местным жителям выражаем огромную благодарность за помощь в поиске информации. Выезжали на место, обследовали территорию, добраться туда нелегко. Планируем в скором времени выехать туда с проводником и начать поиски.В настоящее время вместе с администрацией района и жителями готовимся к празднованию Великой Победы. Сделали ремонт обелиска павшим воинам на улице Советской. Вместе с местным поисковым отрядом «Ермак» (село Тысяцкое) будем помогать в реконструкции фронтовой землянки военных лет в парке Победы на 9 Мая, то есть организуем музей под открытым небом, где кувшиновцы смогут ознакомиться с личными вещами солдат, фрагментами летных машин и другими реликвиями военного времени, прикоснуться к живой истории тех грозных лет. Недавно по приглашению областного Центра патриотического воспитания молодежи наша группа приняла участие в официальном открытии Вахты Памяти в Зубцове. На торжественном мероприятии присутствовал глава региона Андрей Шевелев. Сразу же после этого мы выехали на однодневную вахту в Зубцовский район, нашли останки бойца, которые, к сожалению, идентифицировать невозможно, однако теперь его прах обретет покой, и он будет похоронен.
Наша справка. Самолет Ил-2 АМ-38 – производства завода № 18 с неподвижными пулеметами для стрельбы назад; Ил-2 завода №1013 с двумя ШКАС.
К 25 августа1941 года в НИИ ВВС завершились испытания двух Ил-2 с неподвижными установками для стрельбы назад (с двумя пулеметами ШКАС). Прицеливание при стрельбе производилось с помощью зеркальной системы. В силу оборонительных возможностей Ила-2 с такими установками в серийное производство они не запускались.
Записала А. Сержантова.