Традиционный «Сретенский бал» состоялся
- Вторник, 7 марта 2023, 8:10
- Культура, Наша смена
- Нет комментариев
Несмотря на все трудности и испытания, которые выпали на нас с вами в этом году, и, казалось бы, не время танцевать и веселиться, мы решили всё-таки продолжить традицию собирать молодежь в феврале ко Дню православной молодёжи, отмечаемому всем крещёным миром.
С приветственным словом к участникам и организаторам обратилась заместитель главы администрации Кувшиновского района Мария Дыдина. С напутственным словом и благословением выступил протоиерей Георгий Беляков, продемонстрировав, что церковь всегда со своим народом.
В этом году проходил историко-литературный бал, приуроченный к годовщине военной спецоперации. Главные его участники – старшеклассники школ города, района и студенты нашего колледжа. Определена тема для дискуссии – «Нравственный выбор человека в условиях вызовов военного времени». Проведена организационная работа по привлечению спонсоров, которые помогли оплатить аренду зала, проезд и питание гостей и артистов, устроить детям красивый фуршет, оформить прекрасный исторический зал пассажа, бывшего торгового здания, построенного ещё Юлией Кувшиновой.
Надо отметить, что организаторы понимали: собирать сегодня молодёжь просто развлечься, будет неэтично по отношению к тем, кто защищает нашу родину, рискуя самым дорогим – жизнью. Понимали, что в умах и сердцах педагогов и молодежи не всё так однозначно, годы обольщения западом пустили свои разрушительные корни. Поэтому предложили участникам обратиться к истории и вместе проанализировать: как же в недавнем прошлом вели себя люди в условиях необходимости защищать Отечество с оружием в руках? В этом на помощь нам пришли великие писатели-классики отечественной литературы Николай Гоголь, Лев Толстой и советский писатель-белорус Василь Быков. Выбор произведений включает в себя тройственный союз народов: великороссов, малороссов и белорусов. Корень у этих слов -росс или -рус, это означает, что у нас общие корни: языковые, культурные, православные, и история одна — защита нашего православного русского мира, нашей цивилизации, с нашими обычаями, традициями, ценностями и образом мыслей. Ещё Н.В. Гоголь писал, что на Руси русский и православный были словами синонимами.
Трудно ли было проводить параллели между выбором литературных героев и выбором современных молодых людей? Скорее нет, чем да. Это показали дети в своих театрализованных постановках. Ребята второй школы блестяще представили композицию по повести Гоголя «Тарас Бульба». Девочки рассказали о таком явлении в русской героической истории как казачество. Говоря словами автора, родилось оно, «как искра, высеченная из народной груди горнилом бед». То есть, когда устал народ бояться и понял, что может навсегда потерять свою землю, свою веру и даже свой язык, и встал «насмерть», считая это Божьим делом и смыслом жизни. Мальчики показали образы Тараса, Есаула, Кошевого и других казаков. Они живо и атмосферно представили быт и обычаи казачьего воинства, подняли тему товарищества, как главного принципа казаков. Ведь жизнь положить «за други своя» они не считали подвигом, это было нормой для казака.
И так как произведение эпическое – героическое повествование о жизни русского народа, в частности, казачества, то оно символизируют нам главный выбор для русского человека: «За Веру! За Отечество!» Казаки могли бражничать (выпивать), предаваться мирским утехам, но, когда вставал вопрос о защите Веры и Отчества, сразу же преображались в бесстрашных и несгибаемых воинов. В то же время в этом же эпическом произведении образ Андрия – это предупреждение нам, потомкам, о ведущем к погибели себя и Отечества другом выборе, выборе пленения блестками прозападного обольщения: золотыми одеждами, властью, роскошью, комфортом. Андрий отказался от главной заповеди духа товарищества. Почему? Потому что мыслил эгоистически: я так хочу, мне это нравится, это моя жизнь, как хочу, так и поступаю, я сам знаю, как мне жить. Он выбрал личное, а не народное, предал семью и Родину. Разве мало тех, кто поступает так сегодня?
После выступления юных кувшиновцев инициативу взял самодеятельный народный коллектив Тверского Дома народного творчества «Казачья Душа» под руководством Светланы Бариновой. Зажигательно и весело исполнили артисты казачьи песни, разучили казачью кадриль с ребятами, показали удаль и несгибаемый оптимизм казачьей культуры.
Подготовка к выступлению со школьниками первой школы проходила трудно, ребята отказывались, не проявляли интереса, но постепенно втянулись в работу и за короткое время преобразились, даже лики их просветлели. И вот на балу мы увидели статных генералов и очаровательных барышень. В своей композиционной постановке они показали презрение и высокомерие либеральной элиты проевропейской северной столицы по отношению к народной культуре и всему народному. Показали прозападно-ориентированное высшее петербуржское общество, которое восторгалось Наполеоном и всем французским, в то время как французы вероломно напали на Россию и жестоко уничтожали русский народ. Изобразили героев войны 1812 года – князя Андрея Болконского, который говорит, что Кутузов, человек воплощающий не свою эгоистичную волю, но настроение армии, её дух. И героя народной партизанской войны гусара-поэта Дениса Давыдова, которого сыграл выпускник школы, студент истфака ТвГУ Даниил Егоров. Он ещё и исполнил романс на стихи Дениса Давыдова. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой исследует: что или кто являются движущей силой истории. Роль личности и роль народа, насколько они дополняют или исключают друг друга. Кутузов показан как один из представителей народа, он как бы первый среди равных. Для него самое главное предназначение – это почувствовать и осознать народный дух, народную волю. После назначения он все время отступает. А можно ли дать сражение с деморализованной армией? У нее дух победителя или изначально обреченного на поражение? И еще важно: в армии Наполеона около миллиона солдат, объединенная Европа (на Руси говорили, пришел змей о двунадесяти язык). Поэтому стремление Наполеона – дать генеральное сражение. Стремление Кутузова – отсрочить его. Когда злость в войсках от отступления накопилась, тут Кутузов и дал Бородинское сражение. Знаменитое совещание, на котором Кутузов заснул. Почему он заснул? Этим Толстой хотел показать, что есть божественный промысел. У Толстого это что-то, что руководит событиями. Толстой, не понимая этого, поступает чисто по- христиански. Когда человеческая воля совпадает с Божественной волей, то определенным образом выстраиваются и события. Ночь перед битвой: всех объединяло желание положить жизнь за други своя (перекликается с Бульбой), за Отечество, против басурманина Наполеона. Поэтому все было предопределено сверху. Наполеон — противоположность: он считал, что все зависит от его воли, и он управляет людьми и событиями. В его убеждении не существовало возможности ошибок. В его убеждении, что все, что ни делал он, было хорошо, только потому, что делал это он. Неважно, как он делает, а важно, что он это делает. Все эти качества постарался раскрыть для нас неподражаемый Дмитрий Шалаев.
Формат бала предполагал танцы, потому, обозначив концептуальную разницу в разном нравственном выборе героев романа Толстого, дети погрузились в танцы, игры и этикет 19 века…В этом нам очень помог коллектив исторического бального танца «Овация», ДК «Пролетарка» из Твери под руководством Елены Чечиной, которая была танцмейстером бала. После танцев и фуршета продолжились рассуждения о нравственном выборе персонажей повести «Сотников», представленной в трактовке студентов Кувшиновского колледжа. Ребята, не имеющие никакого сценического опыта, преодолели страх, стеснение и неуверенность в себе. Добросовестно выучили текст и пытались передать те чувства, которые испытывает человек перед лицом смерти. Спасибо ребятам! Они стали для меня бесценным открытием простой русской души, отзывчивой на чужое горе и готовой нести тягости своего народа. Вот он – народ, естественный и безыскусный в своей простоте и правдивости. Сотников и Рыбак – партизаны белорусского подполья, попали в плен к полицаям, предателям, работающим на фашистских нацистов. Сотников, кажется, погибает нелепо, да ещё и тянет за собой случайно вступивших с ними в контакт людей, да и Рыбака, который по долгу не мог бросить его, раненого и больного, в лесу. Нелепо попали в плен, глупая смерть впереди, и нет хорошего выхода ни для кого. И всё же есть последняя роскошь – сохранить человеческое достоинство перед лицом смерти, и это поставить выше спасения физической жизни. Сотников, слабый, больной человек, принимает смерть Человеком. Рыбак сохраняет жизнь ценой предательства. Ему, как Иуде, не хватило веры, чтобы сделать правильный выбор. И хоть повесть написана в советское атеистическое время, ясно прослеживается библейский сюжет. И староста Петр кается и по-христиански встречает смерть, и Дёмчиха с Басей идут на виселицу смиренно, одна – как православная христианка, полагая свои надежды на Бога, другая, юная еврейка Бася – как агнец на заклание, чистый и безгрешный – жертва Богу, одна из совокупной жертвы Холокоста.
А если порассуждать, то в наше время Рыбаков-то, пожалуй, будет побольше, чем Сотниковых. Сейчас, конечно, наша физическая жизнь и комфорт стали нам дороже, чем Вера и Отечество.
А такие слова, как жертвенность и коллективная ответственность, понятие «сам погибай, а товарища выручай», очень тяжело объяснить современному подростку. Воспитательный процесс – это пример. Особенно, когда многие взрослые, заслуженные люди, с легкостью идут на компромисс с совестью, действуя по принципу: «цель оправдывает средства», не замечая того, что, как Рыбак, скатываются до предательства.
Приглашённый эксперт-филолог из Тверской Православной гимназии имени Св. Тихона Задонского Ангелина Туфельд провела дискуссионную беседу с ребятами, разобрала основные нравственные аспекты расмотренных произведений и перекинула мостик в сегодняшний день. Прослезившись после выступления ребят колледжа, Ангелина Владимировна продолжила:«В произведении «Сотников» Василь Быков сделал потрясающее открытие: он показал на примере экстремальной ситуации военного времени, как можно с честью и достоинством пройти жизнь, сделать свой выбор, остаться верным своим принципам, своей стране, своему народу, своим близким. И сейчас от молодого поколения, от педагогов зависит, будет ли существовать Россия. Каковы будете вы, принимая решение в самую трудную минуту, когда от вас потребуются и выдержка, и терпение, и жертва. Рыбак – наглядный пример для вас, для нас, как можно быстро опуститься и, даже не желая того, стать предателем. Он не желал предавать, и, будучи сильным физически, многое умеющим, оказался слаб волей». Сейчас снова стоит вопрос: быть или не быть русскому миру, великому русскому языку, великой русской державе, или быть ей проданной Иудами-Рыбаками, с виду добропорядочными обывателями, но только не гражданами своей страны.
Протоиерей Георгий Беляков обратил внимание: «самая главная война происходит в сердце человека, и самая большая победа – это победа над собой». Подчеркнул, что нравственный выбор совершается не разумом, а сердцем и духом. В сердце может быть как ад, так и рай, всё зависит от воспитания, от чистоты сердца. Надо много работать над собой, чтобы во всех житейских бурях быть защищенным, находить тихую гавань и пристанище в Боге.
Особая благодарность за помощь в организации бала руководителю роо Наталье Жуковой, без неё не могло бы все состояться. Большую благодарность за поддержку выражаем всем и каждому: предпринимателям Антон Бычкову, Яну Кильп, Евгению Шалаеву, Галине Ермаковой, Нине Агафоновой, Константину Сироткину, Юрию Баурину, Николаю Кабанову, Вадиму и Роману Усенко, депутату ЗС Тверской области Владимиру Мищенко. Спасибо директорам школ и колледжа, откликнувшимся сердцем на этот проект, педагогам школ, колледжа Елене Волковой, Татьяне Покровской, Ольге Кулешовой, руководителю театра СОШ №2 Ирине Новоселовой. Благодарим молодого художника-дизайнера Ирину Поповцеву, бессменного модельера и создателя исторических костюмов Нелли Корлюкову, отделение поваров колледжа под руководством Светланы Виноградовой за приготовление и красивую подачу фуршета. Особо отметим Димитрия Паскарь, который со смирением и аккуратностью выполнил своё незаметное, но очень нужное послушание при подготовке сервировки фуршета.
Инициаторы бала – местное инициативное историко-филологическое сообщество «Ожегов». Мы хотели привлечь внимание к воспитательному процессу в школе, который должен быть системным. Сегодня мы, взрослые, не снимаем с себя вины за то, что нравственный выбор, да и сама нравственность оказались не приоритетными ценностями в нашем современном обществе. И стало сложно объяснить юношам, что такое русский народ, русский дух, на чем держится наша общность и единение, какие черты являются основополагающими в русском характере. Также мы от всей души старались объединиться вместе, чтобы вспомнить, что мы — непобедимый русский народ, сильный своей соборностью (сбор множества людей), прочувствовать дух товарищества. У русских людей есть потрясающая способность к объединению и единству в трудные минуты, сливаться вместе, как разлитые на поверхности капельки ртути.
Насколько нам удалось достичь поставленных целей, судить вам, уважаемые зрители.
Анжелина Солнышкина