Тевила, Баптисма – Крещение
- Вторник, 2 февраля 2016, 14:38
- Религия
- Нет комментариев
Очень популярный и любимый в русском народе праздник Крещения Господня имеет своим основанием описанное в новом Завете всеми четырьмя евангелистами событие, в котором Иисус Христос среди другого народа вошел в реку Иордан, чтобы Иоанн Предтеча совершил над Ним обряд омовения (по-гречески – баптисма, по-еврейски – тевила, по-русски – крещение). В те далекие времена только небольшой еврейский народ исповедывал единобожие, т.е. веру в единого Бога – Творца и Управителя всей Вселенной. Остальные народы поклонялись множеству богов, обожествляя разные природные стихии.
В Крещении Иисуса Христа совершилось новое невероятное откровение о Едином Боге в Трех Лицах, явление Святой Троицы! От того события и поныне большая часть человечества покланяется Триединому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу.
В празднуемом событии описывается, как Сын Божий Иисус вошел в воды реки Иордан, Отец Небесный возгласил: «Ты – Сын Мой возлюбленный…», – и Дух Святой в виде голубя сошел на Него.
Жан Баптист, как называют его европейцы, Иван Купала, как зовут его южные славяне, по-нашему Иоанн Креститель – в тридцатилетнем возрасте был призван Богом уйти из пустыни в долину Иордана, чтобы там проповедовать народу покаяние, что значит – призыв к изменению. «Покайтесь!.. Сотворите плод достойный покаяния!» – т.е. делами своими покажите, что вы стали другими, лучшими. «Ибо приблизилось царство небес!» – та блаженная райская вечная жизнь, которая была утеряна в результате грехопадения.
Для очищения он избрал ритуал омовения, который широко применялся в религиозной практике иудеев. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние изменяет душу. Слова Иоанна Предтечи упали на подготовленную почву и получили широкий отклик. К нему на Иордан толпами стекались люди разных сословий и разного рода занятий. Иоанн Креститель погружал приходивших к нему в воду. Вода святой реки Иордан постепенно обременялась грехами человеческими. И вот в эту воду вошел Единый Безгрешный Богочеловек Иисус, но не для того, чтобы очиститься, а чтобы освятить, очистить реку, чтобы взять на себя бремя грехов человеческих. «Вот Агнец Божий, вземлющий грехи мира, – укажет на Него Предтеча, – за Ним последуйте!» И мы с тех пор, вспоминая то далекое событие Крещения Господа, ежегодно 19 января шествуем на «Иордан», конечно, условный, символический, и совершаем Великое освящение водных стихий. Это освящение церковь называет «Великой Агиасмой» (Великой Святыней). И Христос, как тогда, так и ныне, сходит в воды рек, озер, морей и преображает их. Преображенные воды получают новые качества, получают силу, способную очистить от грехов, способную изгнать нечистых духов, способную зажечь в душе горячее желание стать наследником Небесного царства.
Протоиерей Анатолий Волгин