Свидетельства былой войны
- Пятница, 18 марта 2022, 14:28
- Наши проекты
- Нет комментариев
Их наша земля хранит до сих пор. Сегодня, спустя 77 лет, поисковики несут вахту памяти, и делают это святое дело не только к памятным датам, но круглый год. Они ищут обломки военной техники, идентифицируют останки погибших бойцов, воссоздают, сохраняют и увековечивают память защитников Родины.
Очередное свидетельство Великой Отечественной было обнаружено и на нашей кувшиновской земле. В минувшие выходные кувшиновский поисковый отряд «Земляки» (руководитель Виктор Макаров) в составе сводного отряда Тверского регионального отделения «Поисковое движение России» провел успешную поисковую экспедицию в деревне Попово Прямухинского сельского поселения Кувшиновского района. Как сообщил Виктор Макаров,об этом самолете поисковики уже знали, но по ошибке искали его в другой части поселения. Поскольку там ничего не нашли, эту идею на время оставили. И вот в этом году удалось установить точное место падения данного самолета. За неделю до раскопок представители специалистов выезжали на место. В ходе разведки нашли бирку, по которой узнали о марке самолета. В течение выходных на месте падения авиамашины работали поисковики сводного отряда из Москвы, Волоколамска, Твери, Кувшинова, Калашникова – всего 18 человек. После тщательного обследования и изучения обломков самолета пришли к выводу, что боевая летная машина находится глубоко в земле.
Руководитель научно-поисковых проектов АНО «Центр современной истории» (г. Москва) Сергей Катков отметил, что с тверскими поисковиками они работают не в первый раз. Авиация – их специализация в рамках проекта «Небо родины». Занимаются первичными работами на местах падения самолетов, архивной деятельностью. Работают с отечественными и зарубежными архивами, документами противника с целью идентификации наших летчиков. Ведь зачастую по советским документам они числятся пропавшими без вести, а в немецких документах уточнена причина смерти. Так, например, может быть указано место, где был сбит летчик, что при этом он оказал сопротивление, и был застрелен уже на земле.
– По первым двум обломкам мы установили, что это британский одноместный истребитель Hawker Hurricane, который был сделан в Канаде и направлен в Советский Союз в качестве военной помощи по программе ленд-лиза (ред. Ленд-лиз – государственная программа, по которой США обеспечивали своих союзников во Второй мировой войне всем необходимым – оружием, продовольствием, производственной техникой и сырьем). Сегодня мы ищем идентификационные номера самолета и мотора. Они в разном виде дублировались: на заводской бирке, краской вручную. Поэтому сейчас собираем все обломки, затем будем отмывать их с целью обнаружения идентификационных номеров. При первичном осмотре воронки были найдены останки пилота. Наша основная задача – достоверная идентификация летчика, и если номера не будут обнаружены, проведем ДНК-экспертизу найденных останков, – рассказал Сергей Катков.
На данный момент у поисковиков есть версия, что это может быть самолет Героя Советского Союза Мигунова Василия Васильевича, который был сбит в марте 1942 года в воздушном бою с шестью Мессершмиттами, прикрывавшими немецкие бомбардировщики. Мигунову еще в 1941 году было присвоено звание Героя Советского Союза, он выполнил более 210 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев и сбил пять самолетов противника, поэтому к марту 1942 года он уже опытный и уважаемый пилот. По документам министерства обороны он значится захороненным, возможно, потому что место падения самолета и его гибели уже подвергалось раскопкам в послевоенные годы, и часть останков Героя была погребена, а авиамашина и другие останки летчика остались лежать в земле.
– Время для раскопок выбрано удачное, ведь почва довольно глинистая, после таяния снега здесь будет настоящий водоем. Это усложнит раскопки, если не сделает их невозможными. Не желательно проводить данные работы и летом из-за дождей. В ближайшие дни снова выедем на место раскопок с целью завершения поисковых работ, но уже в меньшем составе, после чего планируем провести рекультивацию земли с помощью экскаватора, – уточнил Виктор Макаров. – Рад, что местные школьники, узнав от учителей о предстоящей экспедиции, заинтересовались и пришли увидеть все своими глазами. Для них это значимо и важно. После завершения раскопок обязательно проведем беседу со школьниками. Выражаю благодарность главе Прямухинского сельского поселения Александру Фролкову за помощь в поиске места падения самолета, директору Прямухинской школы Светлане Рудевич – за помощь в организации питания и ночлега.
Заметим, что «Земляки» постоянно ведут поисковую работу на территории региона. Так ранее они искали самолет времен ВОВ в Торжокском районе, нашли место его падения на берегу р. Осуга и теперь уже в апреле пойдут туда с экспедицией. Также на границе Торжокского и Кувшиновского районов обнаружили место боевых событий, где был разгромлен железнодорожный военный эшелон. Сейчас там лежат большие фрагменты вагонов паровозов. Поисковики планируют вывезти их и сделать экспозицию под открытым небом. В феврале сводный отряд поисковиков установил место авиакатастрофы самолета ВВС РККА в период Великой Отечественной войны. Работы проводились на территории Старицкого района в рамках социального проекта «Дорогами Великой Победы», который реализуется при использовании гранта президента РФ на развитие гражданского общества. Участники проекта, представители поисковых отрядов «Русь» (г. Старица), «Исток» (п. Калашниково), «Земляки» (г. Кувшиново), «Тверичи» (г. Тверь) провели большой объем работы в архивах, конструктивно взаимодействовали с краеведами и местными жителями. Поисковый труд был осложнен большим снежным покровом и неблагоприятными погодными условиями. На месте падения военного самолета Красной Армии поисковики работали с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора. Эти поисковые работы будут продолжены.
Светлана КИРИЛЛОВА