«Пушкин есть явление чрезвычайное…»
- Воскресенье, 13 июня 2021, 15:00
- Наши проекты
- Нет комментариев
6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода родился Саша Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, мастер искусства слова.
Анна Андреевна Ахматова сказала про Пушкина: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат
и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность». Александр Сергеевич сделал русский язык совершенным, он принес русскому языку мировую значимость. Поэтому в наше время не вызывает никаких сомнений,
что «говорить по-русски» – означает «говорить
на пушкинском языке».
Уже современники поэта увидели в Пушкине — «солнце нашей поэзии». Еще при жизни поэта, в 1832 году, Николай Васильевич Гоголь сказал о нем следующее: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».
6 июня 1880 года в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину.
Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни Александр Сергеевич, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошёл несколько литературных эпох – от условных художественных систем XVIII века к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её неисчерпаемой многосторонности.
Язык Александра Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Художественные открытия этого поэта определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Гоголя, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Алексеевича Некрасова, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры XIX-XX веков.
Величайший лирик, Александр Сергеевич Пушкин создал обращенную к реальному многообразию жизни «поэзию действительности», где лирический субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познаёт общую жизнь мира и в мире – себя.
Пушкин создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом «быте» распознавать и вскрывать черты исторического «бытия». Он положил начало почти всем современным жанрам прозы – от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы.
Драматургия Александра Сергеевича, сценическая история которой бедна удачами, тем не менее своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения Пушкина на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма.
В основе открытий Александра Пушкина – его реалистический метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях – изучение, которое поэт определял как «глубокое, добросовестное исследование истины», анализ «вечных противоречий существенности», составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову Александра Сергеевича неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произведениям – «вечную современность» и глубочайшую многозначность, воплощённую в художественной форме неповторимо гармонического совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет Пушкину поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории «всемирную отзывчивость» (Ф.М. Достоевский). Метод Пушкина служит основой его концепции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма Александра Сергеевича Пушкина, его гражданственности и нравственной высоты, которые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве главной традиции русской литературы как «совести общества» и одной из великих мировых литератур.
Значение Александра Пушкина в истории передовой русской журналистики, публицистики и литературной критики огромно. Например, им был впервые поставлен вопрос о литературной критике как науке, об анализе литературных произведений в его целостности. Велика заслуга Пушкина в формировании подлинно научной историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художественных произведениях и других работах Александра Сергеевича Пушкина, имеют непреходящее философское, эстетическое и нравственное значение. Пушкиноведение – одна из фундаментальных отраслей русской литературной науки. Тома Пушкина есть практически в каждой российской семье.
Анна Сержантова