ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ
- Вторник, 6 ноября 2012, 13:42
- Развитие МО
- Нет комментариев
В начале октября состоялась конференция статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ А. Пудова и председателя правления ПФР А. Дроздова. Трансляция проходила в видеорежиме, поэтому в ней принимали участие руководители отделений, управлений, начальники профильных отделов и структурных подразделений Пенсионного фонда России, в том числе сотрудники управления ПФР нашего района, а также представители СМИ. Речь шла о стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Она разработана в соответствии с Указом Президента РФ, Министерством труда России и Пенсионным фондом РФ совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруде России.
В соответствии со стратегией основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость системы.
При этом необходимо обеспечить: 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсии по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; минимальные гарантии не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей, сбалансированность формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
В России реализация стратегии предусматривает трехуровневую модель. Первый уровень – трудовая (государственная) пенсия в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется она за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 %. Второй – корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка. Третий – частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Следует заметить, что стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста у нас в стране.
Основные направления развития системы выглядят следующим образом. Предполагается совершенствование тарифно-бюджетной политики. Основной принцип здесь – обязательность уплаты страховых взносов, установление единых тарифов взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (ИП, фермеры, адвокаты и др.).
Реформирование института досрочных пенсий. Предусматривается установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, которые трудятся на рабочих местах с особыми условиями труда.
В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
Еще одно направление – реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения поможет в большей степени защитить пенсионные права работника, гарантировать доходность накоплений и контроль со стороны государства. Совершенствование системы формирования пенсионных прав позволит предоставить гражданам дифференцированное пенсионное обеспечение с учетом личного участия в государственной пенсионной системы солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и от стажа работы.
Для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).
В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.
В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.
Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации.
А. СЕРЖАНТОВА.