Настоятель храма преп. Амвросия Оптинского иерей Михаил Григорьев о духовно-нравственном воспитании школьников
- Понедельник, 17 апреля 2023, 14:26
- Образование
- Нет комментариев
Дорогие участники конференции! Сердечно рад всех вас приветствовать на сегодняшнем собрании. Позвольте вам предложить некоторые мысли по духовно-нравственному воспитанию детей. Сейчас то время, когда в нашем обществе возникает серьезный вопрос, на какой, всё-таки основе проводить воспитательную работу с детьми школьного возраста, поскольку, именно в этом возрасте закладываются основные черты характера, которые проявятся в дальнейшей жизни человека.
В дореволюционной России основным стержнем духовно-нравственного воспитания детей являлась православная вера в Бога, после революции, когда церковь была насильственно отделена от государства, основой воспитания детей служили идеи социализма о всеобщем равенстве и благе трудящихся, в настоящее время как таковой основы и вовсе не наблюдается. И в современных условиях, я считаю, что необходимо выработать такую программу образования, которая делает основной акцент не на получении общих знаний о предметах нашей жизни, а именно на нравственном воспитании детей. Разумеется, при правильной постановке вопроса о нравственном воспитании необходимо определить, что такое воспитание вообще и что такое нравственное воспитание. Словом «воспитание» определяется вообще влияние на детей физических и общественных явлений, как-то: этнографических и бытовых условий, закона, национальности, литературы, социально-экономической жизни и главным образом семьи, потому что дети подражают родителям, и родите и стараются воспитывать их, как сами были воспитаны. Следовательно, воспитание есть опыт, получающий с развитием человечества все более и более научно-педагогические обоснования. Конечно, наши отцы и деды воспитывали своих детей, не дожидаясь педагогических сочинений, как не дожидались и медицинской литературы, чтобы лечить их. Определить же, что такое нравственное воспитание, гораздо труднее, чем определить воспитание вообще. Здесь мы опять сталкиваемся с вопросом о том, возможно ли отделить нравственное воспитание от воспитания религиозного. Вопрос этот стоит в прямой зависимости от того — признаем ли мы возможным заменить в понятии о добре и зле авторитет Высшего Разума авторитетом той или иной воспитательной силы, будь то учитель или учительница. Здесь я, конечно же не имею ввиду, что в общеобразовательных школах нужно вводить закон Божий, в современных реалиях жизни и состояния нашего общества это просто невозможно. В чем добро и в чем зло, эту задачу дети могут и самостоятельно решить. Они представляют собою почву, на которой окружающая среда может посеять те или другие семена. И здесь очень важно рассматривать именно состояние сердца ребенка, как почву, сформировавшуюся под влиянием тех или иных факторов его жизни, а не столько само духовно-нравственное слово. Зачастую, мы видим, что ребенок уже пришёл в школу имеющим воспитание и его мы должны уже не столько воспитывать как перевоспитывать, что, конечно же, усложняет задачу учителя. Общепризнанная истина, что даже самый краткий обзор нравственного воспитания не должен обходить вопроса о нравственных идеалах. В этом-то вся и беда (и
это серьезная причина современных неурядиц школьной жизни), что наша молодежь, как отметил еще в свое время Ф.М. Достоевский, так поставлена, то решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. «От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать … лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, т. е. во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, а все это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде!» … Исходя из этой точки зрения, мы должны признать, что выше христианского идеала нравственности – иного идеала быть не может, потому что Сам Бог является таковым идеалом. Благочестие, являющееся средством для достижения святости, вовсе не есть слабость души, как способны думать некоторые лица, а напротив — источник силы, потому что она дает нам оружие против мятежных страстей. Что было бы с человеком, если бы он стал смотреть на себя, как на самозаконодателя? Он даст полный простор страстям возобладать над собою, а нравственный долг легко будет понят, перетолкован и объяснен им согласно с греховными пожеланиями и влечениями его сердца. Неужели ему, как самозаконодателю, нельзя будет тогда подыскать какой-нибудь причины обойти закон и действовать в другом направлении? Именно христианское воспитание, признающее свободу воли каждого человека, единственно педагогично; всякое иное воспитание на иных принципах, воспитание, отрицающее свободу воли, антипедагогично. Человек способен к воспитанию, потому что он свободен. Отнимите у него свободу, вы тогда можете дрессировать его, как животное, растить, как растение, но не будете в состоянии его нравственно воспитывать. Разумея под нравственным воспитанием все то, что дети делают сами для самих себя и то, что учитель делает для них с целью приблизить их к идеалу нравственного совершенства, мы по необходимости должны в вопросе о нравственном воспитании остановиться на двух факторах нравственного развития — учителе и ученике, так как третий фактор, влияние среды и условий жизни, приходится рассматривать сквозь призму указанных деятелей. Само понятие нравственного воспитания говорить нам о справедливости такого умозаключения. Стремление приблизить детей к нравственному совершенству по образу Божьем заключает в себе непременное требование: научить детей нравственно воспитывать самих себя, когда учителя перестанут их воспитывать.
Первым фактором в деле нравственного воспитания является сам учитель. В педагогической литературе мы находим чрезвычайно много ценных указаний на те качества, коими он должен обладать. Все требования главным образом фиксируются любовью учителя к детям. И это вполне понятно. Дело в том, что там, где любовь, там не только не существует абсолютной обособленности, но жизнь одного как бы проникает в жизнь другого существа. Человек может жить в других и за других, но это высшее таинство любви и постигается только с точки зрения любви. Учитель, любящий ученика, может читать в глазах его мысли и желания, может влиять на него взорами своими, даже иногда своею волею непосредственно пробуждать его волю. Любовь учителя к ученику — это акая великая сила, что она открывает пред ним целую область явлений, недоступных самому проницательному постороннему наблюдателю. Отсюда, до ощутительности становится понятным, что без любви ни один человек не может быть учителем. Она должна быть постоянно принимаема в расчет, если хотим дать правильное нравственное воспитание той ил иной детской натуре, уяснить себе ход ее развития, понять, отчего характер ребенка сложился так или иначе. Трудная задача хорошо воспитать ребенка и нередко, случается так, что вместо того, чтобы способствовать гармоническому развитию духовных сил и способностей ребенка, в детях губят и те прекрасные свойства, которые они имели в своей душе. Причина здесь одна: отсутствие любви как к делу, так и к лицам. С любовью бесконечной, с всепрощающей любовью нужно внимательнее рассматривать те условия, при которых растут и развиваются дети, чтобы заметить целый ряд такого рода влияний на духовную жизнь ребенка, которые отнюдь не могут способствовать нормальному нравственному его развитию и даже клонятся к прямому вреду его психо-физических способностей. И, конечно, если почва в основе и была хороша, то плохой посев не мог дать хорошей жатвы. Напротив, любовь творит чудеса и дает хороший плод даже на дурной почве, так как она всегда остается светлым и определенным явлением, всегда себе равным и неизменным. «Вот тот плуг, которым можно поднять нашу «новь», говорит знаток человеческой психологии Ф. М. Достоевский: прежде чем проповедывать людям, как им быть — покажите это на себе. Исполните на себе сами и все за вами пойдут». Всем педагогам, которые проникнуты сознанием необходимости доброго воспитания детей, Достоевский советует копить в сердцах любовь для выполнения этой сложной задачи. Если научитесь любить, замечает он, то, конечно, всего достигнете … Любовью лишь покупаются сердца детей. А она столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Из всего сказанного ясно, что не вне педагога сила нравственного влияния, а в нем самом, нужно овладеть собою, воспитать в себе чувство всепрощающей любви, малейшее отступление от любви влечет за собою в деле нравственного воспитания неминуемый вред. Поэтому, если когда-либо кто из педагогов потерпит урон в деле нравственного воспитания, то путь знает, что не почва здесь виновата, на которой он сеял, а сам учитель, потому что не воспитал в себе той великой любви, что приводить дело нравственного воспитания к желанному концу. Что же касается личности ученика, то в педагогической литературе мы встречаемся с двумя противоположными взглядами. Одни говорят, что каждый человек с детства сам по себе растёт действием природных сил своих, поэтому необходимо положиться на школьника и поставить его расти сообразно естественному процессу. Другие говорят наоборот – нельзя полагаться на естественный рост ребенка, необходимо старательно учить его, направляя его во всем и всегда. Справедливость требует сказать что оба эти взгляда необходимо объединить для пользы дела. Учитель должен воспитывать, но беда, если он забудет, что главным деятелем воспитания должен быть сам ребенок, без его участия пропадет все дело воспитания. Воспитатель в этом случае не должен быть господином и повелителем, а должен занимать место руководителя и указателя, должен воспитывать к самовоспитанию: воспитанник должен сознавать свой рост и развитие, как свое собственное дело, по отношению к которому воспитатель стоит в стороне, как советник и помощник. Всматриваясь в природу ученика, необходимо отметить необыкновенную чуткость детей к лицам, их нравственно воспитывающим. Дети всегда поймут, кто искренне желает им добра, кто действительно страдает, подмечая их недостатки и слабости. И не силой убеждения, не проницательностью ума, не обширными познаниями следует действовать в нравственном воспитании, а главным образом силою всепрощающей любви. Слишком много нужно прощать детям прежде, чем получить их доверие и возбудить в них ответную любовь. Прощать же детям многое необходимо потому, что ненормальность поведения и неуспешность учащихся заключается часто не в недобросовестном отношении к делу, а в психо-физической природе школьника, на которую наши педагоги не обращают обыкновенно достаточного внимания. Проверка в психологическом отношении показала то же самое: в умственном отношении более средних и плохих, чем талантливых и хороших; в волевом — более слабовольных, чем устойчивых; в эмоциональном – более плохо настроенных, чем хорошо (75%-50%). Прибегая к помощи статистики, психологи приводят целый ряд данных, доказывающих, что отличительные черты характера родителей, их свойства, качества, наклонности и страсти возрождаются в их детях, и, притом, в более сильной степени. Следовательно, если мы хотим дать правильную оценку той или ной личности школьника, уяснить себе ход ее развития, понять, отчего данный характер сложился так, а не иначе, необходимо должны принять во внимание влияние и пример родителей, наследственность и подражательность активную и пассивную. Мы знаем, что, каковы бы ни были наклонности, которые имеют школьники, они не уничтожают всецело того, что составляет сущность человеческой души – воли с ее свободой. Следовательно, всегда остается возможность влиять, нужно лишь открыть секрет этого влияния. Необходимость нравственного воспитания для детей, имеющих ту или иную наследственность, не подлежит никакому сомнению: если она худая, то надо противопоставить ей воспитание, как антагониста; если же она добрая, то она будет помощницей воспитания, но никогда не заменит его. Природа человека стремится к своему развитию – это закон прогресса и свободы, делающий нравственное воспитание возможным и необходимым. Одно из самых важных правил нравственного воспитания заключается в следующем: нет ребенка, совершенно лишенного какой-либо из существенных наших способностей, и терпеливый учитель, настойчивый, сумеет всегда достичь результата, даже от самой неблагодарной натуры. Из сказанного понятно, что для придания характеру ребенка известного направления в нравственном отношении, прежде всего, необходимо реагировать на волю ребенка, потом уже на его интеллект и чувства. Укрепление в детях воли посредством известных упражнений составляет первый шаг в деле нравственного воспитания детей школьного возраста. Добиваться, чтобы ребенок во чтобы то ни стало, понял и уяснил себе требование нравственного идеала, что по своему развитию он не способен еще сделать, едва ли желательно. Достаточно, чтобы он почувствовал всю привлекательность этого требования, проникся его духом. Постоянные упражнения воли несомненно приведут к благоприятным результатам в нравственном отношении и, наоборот, игнорирование этим упражнением приведет к атрофии детской психики. С этой именно точки зрения дисциплина и является нравственно-добрым средством воздействия на детей, а разрушение ее, чем так богата· современная школа, нравственно-злым.