Духовно-нравственное воспитание обучающихся в Прямухинской СОШ
- Понедельник, 17 апреля 2023, 14:25
- Образование
- Нет комментариев
Марина Черненок, учитель русского языка и литературы Прямухинской СОШ, хранитель музея рода Бакуниных
Опыт и перспективы урока и внеклассной работы по предмету в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся
«О Боже, ты даешь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также Господи, духовного дай хлеба.
А.Н. Майков.
Уроки литературы – это не часы в расписании, а уроки жизни. Именно на них формируются нравственные устои школьников, воспитываются их взгляды и убеждения. Именно поэтому строки стихотворения Аполлона Майкова, представленные на слайде, звучат сейчас как нельзя актуально. Задача учителя — дать ученикам полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. Русская литература – основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову. Бездуховность народа — бедствие в современном обществе. А вот именно литература и создает ценности, необходимые душе, поэтому наш предмет очень благодатен для формирования духовных ценностей. Произведения, изучаемые на уроках литературы в 5-11 классах, уже содержат огромный нравственный потенциал. В 5-6 классах особое внимание уделяется освоению социальных норм. Изучая сказки (народные и литературные), рассказы русских и зарубежных писателей, мы раскрываем понятия добра и зла; говорим о красоте внешней и внутренней; рассуждаем о главном законе счастливой семьи. При изучении былин можно обратить внимание учеников на то, что Странники дают Илье Муромцу наставление, включающее такие слова: «Не сотвори зла, не помысли злом». И родитель дает ему благословление на добрые дела, «а на худые дела благословления нет». Житийная литература. Житие Александра Невского — 8 кл. пример самоотверженного служения Отечеству.
Бесценной является русская классика Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. Ее высшее предназначение по Пушкину — бессмертие. Идея бессмертия души:
«… Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит…»
Разговор о нравственных ценностях можно связать со многими произведениями Пушкина: «Барышня-крестьянка», «Дубровский» -6 класс, «Капитанская дочка» 8 класс, роман «Евгений Онегин» 9 класс в процессе изучения которого говорим о воспитании в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям и т.д.).
И сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражданственности, духовной культуры. Хорошо, что большое внимание сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поискам.
Поскольку село Прямухино – это богатейшее культурно-историческое пространство, где буквально во всем ощущается след, оставленный людьми ушедших поколений, то можно говорить об использовании потенциала уникального материала музея рода Бакуниных как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Род Бакуниных — род военных, государственных деятелей, многие представители которого оставили огромный след в истории и культуре России и даже в мировой истории.
Личность создателя усадьбы, его литературные произведения, традиции семейного воспитания, жизнь и деятельность многих представителей рода Бакуниных позволяют успешно формировать у учащихся такие нравственные качества, как готовность служения людям и Отечеству, способность к различению добра и зла, к проявлению самоотверженной любви, милосердия, готовность к преодолению жизненных испытаний.
Мы в своей педагогической практике используем следующие формы работы:
1.Проведение уроков литературы и уроков-экскурсий в музее (темы): А.С. Пушкин и его связь с родом Бакуниных (нач. классы, б -10 классы).
2. «Прямухинский роман И.С. Тургенева» Ранние стихотворения Тургенева, посвященные Татьяне Бакуноний. К сведению: все четыре сестры Бакунины были прототипами в повестях Тургенева. Ася – Татьяна Бакунина. Ведь «тургеневские девушки» — и сейчас мечта многих мужчин, как это ни казалось бы странным. А ученики открывают для себя новое, и это заставляет их под другим углом взглянуть на место, где они живут.
Лев Толстой и тверской край ( 5-11 классы): при проведении этих уроков используются уникальные свежие материалы, полученные в результате поисково-исследовательской деятельности тверских историков и краеведов.
Ну, например: «Севастопольские рассказы!» «Севастополь в августе 1855 г.» – прототипом безымянной сестры милосердия послужила Е.М. Бакунина – пример милосердия и деятельной самоотверженности.
Связываем со стихотворением в прозе Тургенева «Порог». Это образец самоотверженности, высокой нравственности, духовности, гражданственности, человеческого подвига.
… Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный голос.
– О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
– Знаю.
– Холод, голод, ненависть, насмешки, презрение, обида.
– Знаю. Я готова, я перенесу все.
– Готова ли ты на жертву?
– Да. И все-таки я хочу войти.
– Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.
– Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
– Святая! Пронеслось оттуда в ответ.
Опыт современного прочтения: современные ученики не понимают смысл самопожертвования, совершенно другие нравственные ценности.
А потом уже переходим к рассказу о Е. М. и ее подвиге милосердного служения людям. Слова Сергия Махаева.
Самое же эффективное воздействие на формирование внутреннего мира учащегося оказывает внеурочная деятельность по предмету.
Год назад у нас появилась новая уникальная экспозиция — дар Тверского Благотворительного фонда им. Ек. Бакуниной. Это неоценимый уникальный материал, с которым можно по-разному работать. Переходим к А. Бакунину (знакомство с Толстым – Наум Иванов – Баранья Гора – крест – мало кто знает).
Исследовательская деятельность старшеклассников. Истекший календарный год был в этом плане очень плодотворным. Молодежные Бакунинские чтения 18 мая — с участием студентов и преподавателя Севастопольского медицинского колледжа и приглашенными гостями из школы №2. На этих чтениях ученики 10 класса — теперь 11-го — выступили в трех ипостасях — в качестве докладчиков, в качестве экскурсоводов по музею Бакуниных (провели 2 экскурсии) и в качестве соавторов док фильма, который демонстрировался на чтениях. С этим же докладом про Александра Бакунина. «Страницы необыкновенной жизни» ребята были приглашены на краеведческую конференцию в Кувшиновский колледж в конце мая. И стали победителями в
номинации «Лучшая исследовательская работа». За участие были приглашены на торжественное открытие мемориальной доски Юлии Кувшиновой в июне. Работа школьной медиастудии «Прямухино: создание документальных фильмов с использованием краеведческого и литературного материала («Птенец гнезда Петрова», «Прямухинская гармония», «Боец невидимого фронта», «Вспомнишь и лица, давно позабытые …». Фильмы были представлены на региональных фестивалях детского кинотворчества. Первые два — на епархиальном фестивале «Моряна», третий-четвертый — «Мы нашей памяти верны» (ТОНДТ). Оба были отобраны для конкурсного просмотра на большом экране. И участники студии были приглашены на закрытие фестиваля в Панораму. Три фильма размещены на сайте Тверского благотворительного Фонда им. Е. Бакуниной. Совсем недавно в процессе преподавания литературы появилось новое направление — подготовка экскурсоводов по музею дворянского рода Бакуниных. Ребятам это очень интересно, именно здесь проявляется их творческий потенциал. Их экскурсионный дебют состоялся в феврале прошлого года на открытии экспозиции про Льва Толстого. На событии присутствовало огромное количество приглашенных гостей из Твери, Торжка, Кувшиново, историки, краеведы, журналисты, библиотекари — и ребята заслужили достаточно высокую оценку именитых гостей. Было даже сказано: «Они же у вас уже профессионалы!»
Я убеждена, что, создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности решая вопросы духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии с социумом, мы сможем сохранить духовное здоровье подрастающего поколения.