Культурными не рождаются, культурными становятся
- Среда, 20 февраля 2019, 16:54
- Наши проекты
- Нет комментариев
Как происходит приобщение человека к культуре? Насколько важным ценностным ориентиром в жизни каждого из нас она является? Как помочь родителям юного поколения воспитывать у него культурные навыки, нормы поведения и чувство прекрасного? Именно на эти актуальные вопросы мы ищем ответы в беседе со специалистом – психологом Кувшиновской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Ольгой Дьяконовой.
– Ольга Анатольевна, поделитесь, пожалуйста, своим мнением: культурно-эстетические навыки человек наследует генетически, или же они прививаются в процессе его жизни?
– Эстетическое воспитание – часть культуры человека, необходимый критерий любого развитого общества. Задачей эстетического воспитания является обучение человека навыкам оценки прекрасного, окружающего его. Воспитание проходит через все сферы жизни ребёнка. По-моему мнению, культурно-эстетические навыки у человека развиваются в процессе жизни, преимущественно же в детском возрасте.
– Как вы считаете, с какого возраста необходимо воспитывать в ребенке культуру поведения, культуру общения, привитие ему чувства прекрасного?
– Воспитание в ребёнке культуры поведения начинается с рождения – с колыбельной матери. Роль семьи в формировании нравственной культуры личности неоценима. Имеет значение социокультурная среда, атмосфера, в которой развивается ребенок. В семье – это приобретение первоначальных знаний и навыков: соблюдение традиций, экскурсии, прогулки, наблюдение за произведениями искусства, слушание музыки, развитие стремления к творчеству, инициативности, включение ребёнка в посильную трудовую деятельность.
– А как поступать родителям в случае непростого переходного периода, когда подросток становится просто бунтарем?
– Чтобы помочь сыну или дочери чувствовать себя успешным и счастливым в данный сложный период жизни, в первую очередь, между членами семьи должны быть доверительные отношения. Важно, чтобы взрослые были чуткими в отношениях друг с другом и детьми, внимательными к жизни своего ребёнка. Подростку необходимо понимать, что в любой ситуации родители поддержат его, попытаются понять. Насторожить могут какие-либо отклонения в поведении подростка (например, изменённое состояние под действием психоактивных веществ). И, конечно же, родителям важно своим примером учить ребёнка-подростка принимать ответственность за собственные действия, здоровье и жизнь.
– Почему в настоящее время мы часто сталкиваемся с низким уровнем культуры нашей молодежи, порой даже ничем не объяснимой агрессии, отрицанием многих устоявшихся норм поведения и общения? Каким образом это можно изменить?
– Действительно, в современном обществе имеет место утрата контактов молодого поколения со старшим. Конечно же, изменить ситуацию в глобальном смысле мы не в силах. Но каждый из нас имеет возможность внести небольшую лепту в поддержание культуры в обществе. Это толерантное поведение по отношению друг к другу, активное включение детей и подростков в социально значимую деятельность: учебную, трудовую, спортивную, благотворительность. А также – демонстрация взрослыми поведения, соответствующего здоровому и духовно-нравственному образу жизни.
– Быть здоровым и красивым сегодня модно. Может быть, пора объявить моду на культурное поведение и общение?
– Законодателями моды, в буквальном смысле этого слова, мы быть не можем. Но так или иначе мы можем являться носителями моды. Поведение нравственного человека отвечает правилам и нормам культурной жизни в обществе – это проявляется в его взаимоотношениях с окружающими, отношении к труду, стиле речи и др.
– Вырастить культурного человека – это сложно?
– Вопрос непростой. Думаю, если для взрослых в семье культурное поведение – взаимное уважение, семейная атмосфера, эстетика быта – являются естественными вещами, то воспитание и развитие ребенка в данной семье будет более успешным и плодотворным.
– На ваш взгляд, культура человека, в широком смысле этого слова, является ценностным ориентиром его жизни?
– Культура объединяет разные сферы жизни человека: взаимоотношения, общение, традиции, отношение к труду, нравственность, поведение в общественных местах и др. Поэтому культура является одной из основных ценностей в жизни человека.
– Ольга Анатольевна, дайте, пожалуйста, несколько важных советов родителям: как воспитать ребенка, чтобы он всегда знал и соблюдал определенные нормы поведения, общения, отличал истинные культурные ценности от ложных?
– В первую очередь, огромное значение в воспитании культурного ребенка имеет собственный пример родителей. Необходимо, чтобы их поведение не противоречило требованиям, которые они предъявляют ребёнку, подростку. Во-вторых, взрослым нужно выстраивать доверительные отношения с детьми. В-третьих, важно соблюдать единство требований всех членов семьи. Без сомнения, огромную роль играет систематическое, ежедневное воспитание, поощрение ребёнка за хорошие поступки. Разъясняя ребёнку суть моральных принципов, родители должны объяснять, к чему может привести то или иное поведение. Например, «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит». «Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя обижали сверстники» и т.д. Каждому человеку, ребёнку или взрослому, необходимо верить в то, что хорошие поступки имеют хорошие последствия, и добро, как говорится в старых добрых сказках, всегда побеждает зло!
Мамам и папам на заметку
Уважаемые родители, формируя культуру личности ребенка, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что:
• Собственный положительный пример – один из самых действенных воспитательных методов.
• Не словами, а поступками определяется истинная культура человека!
• Вежливость еще не есть культура, и этикет еще не этика.
• Культурный человек на может быть равнодушен к истории прошлого своей Родины и ее будущему.
• Безответственный человек не может быть культурным, эгоиста также нельзя считать культурным.
• Культурный человек не может быть неискренним и нетерпимым.
• Этическая основа человека – это долг, честь, совесть, достоинство, порядочность, сдержанность, уважение другого человека.
• Культурный человек никогда не солжет, сохранит самообладание, достоинство и выдержку в любых обстоятельствах, всегда поможет другому, каждый день будет учиться чему-то новому.
• Главные противники культуры – пошлость, невежество, эгоизм, лицемерие, зависть, нетерпимость, безнравственность, ложь.
• Нет культуры без самосовершенствования, сердечности, доброго сотрудничества с людьми.
• В культурной семье никто ни на кого не кричит.
• Собственный положительный пример – один из самых действенных воспитательных методов.
• Культурного человека от некультурного отличают: образованность, интеллигентность, ответственность, умение ценить высокие достижения, любовь к Родине, природе, окружающим, признательность и умение быть благодарным, почитание старших, утонченность вкуса, творчество, доброжелательность, доброе сердце.
Кстати…
Мы пообщались с кувшиновскими родителями (в ходе личной беседы, посредством соцсетей) и спросили у них о том, как они стараются прививать культурные навыки своим детям и насколько важным считают данное направление в воспитании? В опросе принял участие 51человек. Большинство из них (19 чел.) пояснили, что они проводят беседы с детьми о культуре поведения и общения. 16 респондентов ответили: им на это не хватает ни сил, ни времени, важнее накормить и одеть ребенка. Шестеро из опрошенных родителей посещают с детьми культурные выставки, концерты, ходят в театр, библиотеку. Столько же (6 чел.) считают, что привитие культуры ребенку – это не столь важный момент в воспитании. На собственном примере приобщают к культуре своих детей трое из опрошенных, и только один родитель рассказал о том, что в их семье выстроена целенаправленная система по воспитанию культурного ребенка.
Подводя итог нашему разговору с психологом, необходимо отметить, что каждый человек познает окружающий мир и находит свое предназначение. Каждый человек накапливает знания и опыт, но этот процесс освоения знаний, технических навыков, культурных ценностей обеспечивается не наследственным путем и не при непосредственной передаче из рук в руки как в случае жизненно-практического опыта, а специальными институтами образования. Соответственно, культурным не рождаются, им становятся в семье, обществе. Чем раньше человек приобщается к культуре, тем быстрее из существа биологического он превращается в социокультурное, и тем полнее и глубже он постигает культуру в широком смысле этого слова. И, безусловно, зарождается культура, ее первые ростки, именно в семье.
Анна Терентьева