Искать, нельзя забыть

«Земляки» весь год занимаются планомерной поисковой деятельностью, но именно летом они трудятся активно и напряженно, зачастую и днями, и ночами. Сейчас идет вторая половина поискового сезона, и мы решили поинтересоваться  результатами их нелегкого труда. Оказалось, новостей у поисковиков много. И особенно важно, по словам руководителя отряда В. Макарова, что касаются они нашего Кувшиновского района. Ведь поиски останков солдат Великой Отечественной войны на родной земле являются приоритетом в их работе. Поисковая экспедиция в район Сокольнического и Ранцевского сельских поселений, найденные  в районе Пречисто-Каменки обломки самолета, обнаруженный на дне реки Волги подо Ржевом понтон для переправы времен ВОВ, продолжение поиска обломков «Юнкерса» в Кувшинове, обследование других территорий нашего района на границе с Торжокским на предмет поиска следов войны, работа в архиве, с историческими документами. Это далеко не весь список сферы деятельности «Земляков» в этом сезоне. Впрочем, обо всем по порядку.

Следы боев в урочище Карманиха
«Земляки» весь год занимаются планомерной поисковой деятельностьюМы уже рассказывали в газете о том, что на одну из публикаций о работе «Земляков» откликнулся наш постоянный читатель  житель п. Сокольники М. Соловьев. Он был в годы войны подростком и хорошо помнил бои, которые происходили близ его родной деревни Карманиха. Руководитель отряда В. Макаров (на снимке вверху слева) встретился с М. Соловьевым, который подробно описал боевые действия того времени и нарисовал план местности, где они проходили. «Земляки» стали вместе со старожилом тщательно изучать эту территории. В этом году они не раз ездили в урочище Карманиха – искали место захоронения наших солдат, о котором рассказывал им М. Соловьев.
– Мы обследовали конкретное место, которое указал нам Михаил Иванович. Выезжали туда три раза. Нашли доказательства, что там действительно были боевые действия. А вот останки солдат, к сожалению, обнаружить не удалось. Обязательно продолжим там поисковую деятельность, расширим спектр поиска. Планируем обследовать близлежащие поля и окрестности, — отметил в беседе с нами В. Макаров.
Ил-2
«Земляки» весь год занимаются планомерной поисковой деятельностьюДумаю, в истинности евангельских слов «ищите и обрящете» многим из нас не раз приходилось удостовериться. Увенчались успехом и очередные нелегкие поиски «Земляков» на кувшиновской земле следов ВОВ, следов нашей истории. Поиски не ради поиска, а ради сохранения памяти, святого долга ныне живущих перед теми, кто отдавал свою жизнь за нас, за Родину. В двух километрах от Пречисто-Каменки «Земляки» обнаружили остатки (обломки) советского самолета, предположительно марки Ил-2. О том, как это было, нам рассказал В. Макаров:
– Сразу хочу отметить, что найти остатки этого самолета нам удалось благодаря проводнику кувшиновцу Валентину Чуваеву (на снимке внизу). Он, кстати, не только помог нам найти место, рассказал о своих подростковых воспоминаниях, в войну-то он пацаном был, но вместе с нами вел поисковые работы. Несмотря на возраст, выполнял тяжелую работу – копал землю. И так он «заразился» нашим делом, так расчувствовался, что постоянно был на эмоциональном подъеме во время поиска. «Представить трудно, что все это произошло 70 лет назад – и вот оно, тяжелое и великое прошлое, сейчас перед моими глазами… Я могу даже потрогать его, прикоснуться к нему», — часто повторял Валентин.
Поэтому мы очень ему благодарны, низкий ему поклон. Будем сотрудничать и дальше с этим замечательным, неравнодушным к истории своей малой Родины человеком.
На месте, которое нам указал Валентин, мы увидели воронку в форме эллипса. Чтобы убедиться, что эта яма «самолетная», мы начали ее обследовать, проверили верхний слой почвы, сделали шурф, и вот радость – нашли первые зацепки – элементы броневой защиты самолета. Затем – мелкие фрагменты самолета. Значит, мы на верном пути. Определили, как летел самолет, и как он при падении входил в землю. Начали постепенно углубляться, шли «по следу» самолета – сначала по склону, затем – плавный спуск. Снова нашли мелкие фрагменты боевой летной машины.
Работали днем и ночью, остановиться не могли. Земля-то родная, поэтому внутри такое чувство теплится, что и не объяснить. И усталости не чувствуешь, и времени суток не замечаешь, когда трудишься. Это потом все вспомнится. А пока только вперед, нужно найти главное – бортовой номер самолета и останки летчика (или летчиков, пока не ясно). На следующий день углубились еще больше. Трудились даже без «перекуров». Вот уже и более крупные фрагменты самолета. Наконец-то чудо: нашли лючок — бортовой номер (1748), написанный кистью на обломке от кабины. Это – главная цель поиска. По нему мы сможем определить и самолет, и, возможно, летчиков, и их боевое задание, и многое другое. Обнаружили также переднюю часть редуктора – на нем тоже есть номер, наверное, завода-изготовителя.
Яма становилась глубже, около трех метров, и шире, управляться лопатой очень тяжело – почва глинистая. Мы лепим из нее большие и маленькие комочки, которые вручную бросаем наверх. Обломки стекла, колес, брони, клапанов.., чувствуем еще что-то крупное… Сил уже не остается. И тут Валентин, чтобы подбодрить других, в «эмоциональном» ударе схватил топор и начал «рубить» землю: «Сейчас, мужики, достанем!» И мы общими усилиями извлекли очередной большой обломок летной машины. Дальше начали обследовать яму «глубинником» и услышали отчетливый сигнал. Значит, где-то намного глубже находится большой металлический предмет или камень с примесью железа. Возможно, это двигатель самолета. Поэтому в ближайшее время думаем вернуться на это место со специальной техникой. Останков летчика (летчиков) найти не удалось. Предположения на этот счет есть такие. Наверное, была уже сделана «зачистка», и летчиков захоронили. Ведь рядом с этой местностью, около Пречисто-Каменки, в годы войны находился военный аэродром. В ближайшем будущем начнем работать в архиве, в интернете искать «следы» самолета, летчиков, их родных.
Поделюсь еще одной важной деталью поисковой работы. Во-первых, у многих из нас вместе с накопленным за плечами опытом появляется, так называемое «шестое чувство», ребята его в шутку называют «чуйкой». Бывает так, что по какому-то внутреннему наитию идешь именно в то место, куда ведет тебя «чуйка», и находишь то, что хотел найти. Во-вторых, в нашей работе имеют место случайности совсем не случайные, а закономерные, как-будто предопределенные судьбой. Когда мы были в поисковой экспедиции около Пречисто-Каменки, встретили грибника. Он оказался жителем деревни Рудниково Торжокского района, которая граничит с нашим, Кувшиновским. Человек он общительный, разговорился с нами. Из его повествования выяснились интереснейшие обстоятельства, чудесным образом тесно переплетенные с нашей поисковой деятельностью.
Сначала он упомянул о том, что около Рудниковской школы есть захоронение летчиков, погибших в Великую Отечественную. Я сразу же сделал предположение о том, что это, возможно, летчики найденного нами около Пречисто-Каменки самолета. Решил обязательно съездить в Рудниково и узнать судьбу этих пилотов. Вдруг мои предположения подтвердятся? Потом наш новый знакомый стал рассказывать о том, что он вместе с родными каждый год на праздник Победы ездит в Карманиху, чтобы отдать дань памяти близкому человеку. Там во время войны погиб его родственник, который был политруком полка и оборонял эту местность от немцев. По словам сторожилов, он похоронен где-то там, но конкретное место неизвестно. Я был просто поражен. Ведь именно в урочище Карманиха мы также ведем поиск солдатских захоронений. Планируем эту работу продолжить. Кто знает, может быть, удастся обнаружить и останки родственника нашего нового знакомого. Значит, все в нашей жизни неслучайно, значит, есть незримая нить, связывающая людей, память, которая даже через 70 лет соединяет нас ради общего благого дела. Мы балагурили целый час, и эти неожиданные совпадения для нашего знакомого стали просто откровением.
Реликвии истории
«Земляки» весь год занимаются планомерной поисковой деятельностьюПосле беседы с Виктором на следующий день я побывала на базе поисковиков – очень хотелось самой посмотреть и потрогать «живые реликвии истории». Найденные фрагменты самолета поисковики складывают по схеме как паззлы, чтобы выстроить общую картинку, то есть собрать части боевой летной машины в изначальном виде. Сразу впечатлили большие и маленькие обломки брони самолета – очень толстая защита. По словам Виктора, такая была только у одной летной машины – Ил-2. Вижу переднюю часть броневых щитков, остатки колеса, редуктор, фрагмент фюзеляжа, осколки толстого броневого стекла, клапан от двигателя, много мелких обломков, которые поисковики будут еще отмывать и зачищать, чтобы определить, от какой они части самолета. «Вы видели фрагмент фюзеляжа, вот по нему мы и идентифицируем самолет. Смотрите – надпись кистью из цифр, мы уже созванивались со специалистами по этому лючку – на 98 процентов это и есть бортовой номер самолета. А по клапану двигателя мы сможем определить дату его изготовления, и был ли он когда-то в ремонте», — уточняет Виктор.
Все увиденное завораживает, трогаю руками эти обломки, а в душе как-будто что-то переворачивается, отдавая болью и горькой памятью. В такт внутреннему настроению с неба заморосил мелкий и холодный дождик. Мы спешим спрятаться под крышу и продолжаем разговор с Виктором и Юрием Шмычковым дальше. Остановиться не можем. Они так сильно «заражены» своим делом, что «заражают» и других. Обсуждаем очередные эпизоды их поисковой деятельности, о которых я и спешу рассказать вам дальше, мои дорогие читатели.
Понтон для переправы на дне Волги
«Земляки» весь год занимаются планомерной поисковой деятельностьюРжев – память тверской земли. Там каждый уголок земли полит кровью наших солдат, нашпигован железом и свинцом. Страшные сражения шли в годы ВОВ в этом городе, который был практически стерт с лица земли. И, конечно, именно на территории Ржевского района идут активные поиски останков советских солдат. Принимают в них участие и «Земляки».
Есть подо Ржевом на территории Волги деревенька Митьково, где поисковики останавливаются и разбивают лагерь во время работ. 2 года назад, общаясь с местными старожилами, они получили информацию о том, что в этом месте на дне Волги лежит кусок большой железки. Решили проверить и начали поисковую деятельность. В бригаде работали тверские ребята — Дмитрий Алькин, Андрей Скобников, и кувшиновские – Юрий Шмычков (на снимке на 3 странице вверху справа) и Виктор Макаров. Кстати, Юрий Шмычков уже 2 года назад освоил подводные поисковые работы, можно сказать, специалист в этом сложном и трудоемком деле. А вот говорить об этом как-то стесняется, только отшучивается. Но мы все же нашли с ним общий язык, и Юрий поделился своими впечатлениями:
– Два сезона подряд мы там трудились, два лета. За день в гидрокостюме с аквалангом проводили под водой по 3-4 часа. Глубина, примерно, метра четыре. Ребята-поисковики, как правило, на все руки мастера, умельцы в разных областях. Вот мы и соорудили сами аппарат для вымывания песка со дна. Правда, сначала внимательно и несколько раз смотрели сериал «Подводная одиссея команды Кусто», много для себя полезного из него взяли. Наше сооружение шуточно назвали «каркалыгой».
На воде работала помпа. Привязывали лодку к понтону, устанавливали приспособление, спускались под воду и работали. Помпа качала воду, по шлангам она передавалась в «каркалыгу», на дне образовывалось завихрение, и шел процесс отсоса (откачки) песка. Так мы и вымывали понтон. Вначале увидели под водой блестящее дно. Потом, когда порядком откачали песка, рассмотрели железный понтон для переправы шириной в 3 метра и длиной 8 метров прямоугольной формы. Лежит он лючками вниз. Когда закончили работы и размыли находку до основания, стало совсем ясно, что понтон этот немецкий, служил он средством для переправы по реке в годы войны. В настоящее время Виктор уже ведет переговоры с местной ржевской властью, чтобы передать этот экспонат в ржевский музей под открытым небом, который находится в селе Полунино. Нужно, конечно, скорее принимать такое решение, потому что со временем понтон снова уйдет в песок, и нужно будет опять продолжать подводные работы.
Также есть еще информация и о затонувшем в Волге, тоже в Ржевском районе, предположительно, катере времен ВОВ. Его уже пытались извлечь, но пока не удалось. Думаем принять участие в этой работе.
Впереди снова непочатый край работы
В беседе с нами Виктор отметил, что «Земляки» продолжают поиски остатков немецкого «Юнкерса» в Кувшинове. В настоящее время они туда проложили дорогу. Будут вести поиск, углубляя и расширяя территорию, так как 12-метровый самолет при падении «ушел» глубоко в землю и далеко – ближе к Осуге. Сейчас поисковики идут по следу моторного масла в почве. Это не так-то просто извлечь оставшиеся обломки самолета, так как кругом вода, место заболочено, необходимы специальное оборудование, снаряжение и техника. Но эту работу «Земляки» не бросят. Кроме поисковой деятельности в нашем районе «Земляки» ведут поиск и по всей Тверской области, где шли бои в ВОВ. К примеру, по словам Виктора, есть предположение о том, что на территории Торжка находится в земле самолет. Их команда будет проверять эту информацию и отправится туда в поисковую экспедицию. Валентин Чуваев подсказал, что и около Кувшинова также еще лежит в земле самолет. Поисковики уже начали над этим работать. Так что впереди у «Земляков» снова напряженный и тяжелый труд, в том числе архивная и исследовательская деятельность событий ВОВ, идентификация найденных обломков военной техники и останков солдат, поиск их родственников и захоронение. Трудно сказать, сколько еще лет пройдет, когда будет похоронен последний солдат. Зависит от нас с вами – ныне живущих. Поэтому поисковикам – хранителям истории — огромная благодарность. За их великий труд и удивительную скромность. Потому что дело свое они делают не ради славы, рекламы, а ради долга перед Отечеством, перед теми, кто защищал его в суровую годину.
И замечательно, что есть люди, которые однажды вместе с отрядом сходили в экспедицию и «заразились» этим делом, одухотворились им и хотят продолжать эту работу. Ведь, чтобы дать солдату право на могилу, нужно искать, нельзя забыть.

А. ЧИСТЯКОВА.

Оставить комментарий или два

Главные новости сегодня

УЧРЕДИТЕЛИ РЕДАКЦИИ: администрация Тверской области, администрация Кувшиновского района, Верхневолжская ассоциация периодической печати Тверской области.
УЧРЕДИТЕЛИ ГАЗЕТЫ: администрация Кувшиновского района и редакция газеты "Знамя".
Газета зарегистрирована в Управлении федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой коммуникации Тверской области. Регистрация ПИ №ТУ-69-00176.
Главный редактор - Чистякова А. Е.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
© 2011-2024 АНО "Редакция газеты «Знамя»" . Все права защищены.
АДРЕС ИЗДАТЕЛЯ И РЕДАКЦИИ: 172110, город Кувшиново Тверской области, ул. Октябрьская, д. 28.
Контактный телефон: +7(48257)4-43-88(факс).
Электронная почта
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте kuvznama.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АНО "Редакция газеты «Знамя»", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
По вопросам приобретения авторских прав обращайтесь через форму обратной связи.
Scroll Up