Дорога жизни
- Четверг, 25 июня 2015, 14:50
- Чтобы помнили
- Нет комментариев
Каждая страница Великой Отечественной войны овеяна героическими и трагическими событиями. Навсегда вошла в сознание каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. Эта трасса в донесениях скромно называлась «Военно-автомобильная дорога 101». Но жители блокадного города дали ей свое название, в которое вложили всю свою надежду и благодарность – Дорога жизни.
Неизгладимый след в моей памяти оставили воспоминания ветерана Александра Михайловича Павлова о строительстве дороги через Ладогу.
Его довоенная судьба мало чем отличалась от судеб тысяч сверстников. Родился в 1924 году в деревне Василево. В селе Могилевка закончил семь классов и стал работать в колхозе. В апреле 1941 года поступил в железнодорожную школу ФЗО в Карело-Финской ССР. Когда началась Великая Отечественная война, вместе с другими ребятами он был направлен на оборонные работы, а уже в конце 1941 года Александр Павлов поехал на строительство Дороги жизни. Вот как рассказывал об этом сам ветеран: «Ранним утром 18 ноября первая группа перешла сюда с западного берега по льду. Лед местами был такой тонкий, что его можно было пробить лыжной палкой. А уже через четыре дня в город ушел первый санный обоз с мукой для осажденного Ленинграда, а следом – первая автоколонна. И кончилась тишина… Фашисты, обнаружив движение на озере, начали массированные обстрелы с воздуха прибрежных деревень и ледовой трассы».
Рубеж, с которого шла поддержка осажденному городу, с каждым днем ширился, «обрастал» новыми коммуникациями, складами, боевыми позициями, хотя и дня не было без налета. Вместе с товарищами Александр Михайлович строил железную дорогу через Ладожское озеро, которая должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западе. Но достроена она так и не была. Днем и ночью , не щадя сил, долбили мальчишки выемки во льду, клали настилы. И все это под вражеским огнем. Ежедневно приходилось хоронить погибших товарищей. В апреле 1942 года для Александра Михайловича начался нелегкий солдатский путь. За три месяца он освоил 120-миллиметровый миномет, успешно закончил Котласское танковое училище, во время боевых действий не раз смотрел в глаза смерти. Механиком-водителем танка Т-34 сражался с фашистами в Венгрии, освобождал города, участвовал в штурме Будапешта. Закончил войну на территории Австрии. Награжден орденами Славы 3 степени, Отечественной войны 2 степени, медалями «За освобождение Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Ушел из жизни в начале 2000-х годов. Его фронтовой путь и жизнь после войны – яркий пример молодому поколению. Именно такие люди подарили нам жизнь, мирное небо над головой, надежду на будущее!
Иван Георгилаш,
учащийся КСОШ №1
(кл. п. Красный Городок, рук. – Н. Богданова).