Действия потребителя при поломке бытовой техники в результате перепада напряжения в сети
- Вторник, 13 июня 2017, 16:47
- Внимание
- Нет комментариев
В настоящее время инженерная инфраструктура современная, развитая и модернизированная, однако на практике случаются перебои электроэнергии, в результате чего нередко происходит поломка бытовой техники и оборудования потребителей.
Если потребители обращались в суд за защитой своих прав, то по мнению судей в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец (потребитель) должен представить доказательства о наличии причинно-следственной связи между возникшими последствиями в виде выхода из строя бытовой техники и действиями поставщика электроэнергии. Некоторые суды полагают, что именно управляющая организация многоквартирного дома несет ответственность перед собственниками помещений за все оказываемые бытовые услуги, в т.ч. и за поставляемую жильцам электроэнергию. Эта позиция судов основана на положениях п. 5.6.2 и п. 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым управляющая компания обязана содержать в исправном состоянии внутреннюю систему электроснабжения жилого дома, а также устройства защитного отключения, предотвращающие повреждение бытовых электроприборов в результате перепадов напряжения. Субъекты же электроэнергетики отвечают за надежность обеспечения потребителей электричеством и его качество (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Из Определения Верховного Суда РФ следует, что бремя доказывания непричастности энергоснабжающей организации к причиненному ущербу возлагается на поставщика электроэнергии. К тому же, в спорах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце. И вред, причиненный имуществу потребителя вследствие ненадлежащего предоставления услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим эту услугу, независимо от его вины (ст. 1095 ГКРФ).
Итак, энергоснабжающая организация должна доказывать, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в связи с перепадом напряжения в электрической сети, а вследствие иных причин. Ответчики (организации) должны доказать, что они принимали меры по предупреждению электрического перенапряжения в сети, потому, что в судебной практике по спорам потребителей, бремя доказывания в суде справедливо возлагается на более сильную сторону спора. Потребитель электроэнергии всегда выступает слабой стороной договора оказания услуги с экономической и с юридической точки зрения: тарифы утверждены государством, а сам договор – это договор присоединения, условия которого определяются только одной из сторон (ст. 428, ст. 539 ГК РФ), в данном случае – электроснабжающей организацией, потребитель только принимает эти условия, присоединившись к договору. Потребитель электроэнергии, как правило, не обладает технической возможностью доказать в суде факт перепада напряжения и иные недостатки поставки электроэнергии, т.к. имеет лишь простое (не фиксирующее эти недостатки) принимающее оборудование.
Для тех, у кого всё же произошла поломка бытовой техники в следствии перебоев электроэнергии, предлагаем поступать следующим образом:
1.Обратиться к диспетчеру и в управляющую компанию, зафиксировав факт перепада напряжения и т.п., в результате чего было повреждено имущество (оборудование) потребителя, это может быть любое письменное подтверждение, заверенное надлежащим образом;
2.Определить, насколько это возможно без специальных технических познаний, связан ли причиненный вред с действием или бездействием поставщика электроэнергии;
3.Оценить размер причиненного вреда в виде расходов, которые потребуется произвести для восстановления положения, существовавшего до причинения вреда, в рыночных ценах, обратившись к оценщику;
4.Обратиться к адвокату или в организации, защищающую права потребителей, для подготовки претензии с законными требованиями потребителя к поставщику электроэнергии;
5.Провести досудебные переговоры с поставщиком электроэнергии по вопросу урегулирования сложившейся ситуации;
6.В случае не достижения желаемого результата — подготовить соответствующий иск и с ним обратиться в компетентный суд для привлечения причинителя вреда к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, штрафа.
Консультационный пункт по защите прав потребителей Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в городе Торжке,
телефон 8(48251)53962
(Skype): zpp.fbustor@yandex.ru