Экологическое образование студентов
- Вторник, 13 июня 2017, 16:55
- Наша смена
- Нет комментариев
На современном этапе развития общества неизбежным является изменение отношения человека к природе, природопользованию как стратегическому ресурсу развития. В связи с этим вопросы экологического образования будущих специалистов становятся особенно актуальными, что ставит проблему поиска условий их реализации в колледже.
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли студентов, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции студентов – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
ХХΙ век поставил перед образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности. 2017 год — Год экологии, объявленный Указом Президента России.
В нашем колледже сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов и студентов колледжа.
Экологическое образование начинается на обыкновенном уроке и продолжается во внеурочной деятельности. «К экологии через урок» — под таким названием прошла муниципальная научно-практическая педагогическая конференция в Кувшиновском колледже, на которой педагогические работники поделились опытом своей работы в этом направлении.
Экологическое образование студентов только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как общеобразовательных, так и специальных. В рамках каждой учебной дисциплины рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данной дисциплины и её специфики.
На уроках специальных дисциплин раскрывают проблемы загрязнения окружающей среды отходами человеческой деятельности, прежде всего промышленными предприятиями. Содержательный компонент экологического образования в колледже реализуется на младших курсах, прежде всего, при изучении таких дисциплин, как «Химия», «Биология», «Физика», «Безопасность жизнедеятельности». Преподаватели Л.С. Кузнецова, А.В.Малышев, Д.М. Дробков формируют у будущих специалистов активную жизненную позицию в вопросах обеспечения экологической безопасности, даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве химических реактивов для различных производств, особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям.
М.А. Ерегина на уроках литературы учит студентов делать научное описание мира природы, находить нравственные аспекты природоохранной деятельности человека. О.В. Кулешова на уроках решает математические задачи с экологическим образованием.
Преподаватели Г. Н. Целпанова, В.М. Жукова, Н. К. Баулина на уроках спецдисциплин решают серьезные профессиональные задачи: очистка воды на производстве, утилизация производственных отходов, защита воздуха от загрязнения.
В практике экологического образования преподаватели используют широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет студентам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других дисциплин и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Студенты нашего колледжа под руководством преподавателя Л.С. Кузнецовой выполнили несколько исследовательских проектов, представляя их на различных конференциях и конкурсах, которые были отмечены дипломами, положительными отзывами, напечатаны в региональных сборниках. Экологическое образование студентов продолжается и во внеучебной работе, представляющей более широкую возможность для творчества. Традиционными стали такие формы работы, как часы куратора и беседы, прежде всего, на тему «Экология и человек». А также проводятся природоохранные акции «Зеленая весна», «Чистое село». Студенты активно участвуют в трудовых десантах, в работе по благоустройству колледжа и территории города.
Подводя итоги педагогической конференции можно утверждать, что в работе преподавателей и мастеров производственного обучения Кувшиновского колледжа решаются серьезные профессиональные задачи экологической направленности.
Н. Яковлева, методист Кувшиновского колледжа