ЖУРНАЛЫ ВИРТУАЛЬНЫЕ — ОТМЕТКИ РЕАЛЬНЫЕ
- Вторник, 11 февраля 2014, 13:47
- Образование
- Нет комментариев
С 2009 года Кувшиновская общеобразовательная школа №1 участвует в региональном проекте «Создание сети информационных центров базовых школ Тверской области» и реализует одно из направлений этого проекта по расширению автоматизированных информационных систем в образовательных учреждениях (ОУ). В настоящее время в школе введены электронные журналы и дневники, осуществляется электронный документооборот, расширяет и совершенствует свою работу информационный Центр, создается единая информационно-образовательная сеть для основных участников учебного процесса. Этот проект призван помочь папам и мамам активнее участвовать в жизни своих детей, учителям — вовремя сообщать родителям о проблемах и успехах ребят, повышать посещаемость и общий уровень успеваемости. Также появляются условия для дистанционного обучения детей, для проведения видеоконференций, вебинаров, использования цифровых образовательных ресурсов региональных и федеральных порталов, постоянно обновляется методический арсенал учителей, развиваются творческие способности школьников, их возможности для участия в различных онлайн-конкурсах с помощью Интернета и т.п. О том, как идет процесс реализации проекта, и каковы его результаты, мы беседуем сегодня с заместителем директора по ИКТ Е. Р. Шишигиной.
— Елена Робертовна, что представляют собой электронные журналы и дневники? Наверняка теперь добавить «пятерку» или убрать «двойку» в журнале не получится?
— Конечно, ведь информация об успеваемости учеников будет храниться в специальной электронной базе, которая имеет определенную степень защиты. Для посторонних электронный журнал закрыт. Родителям для входа в программу «Электронный дневник» предоставляются логин и пароль.
Отмечу, что эти программы позволяют педагогам выставлять оценки в виртуальном дневнике школьников, отслеживать успеваемость подопечных в режиме онлайн. Учителя так же, как и в обычном журнале, заполняют странички виртуального документа, указывают темы занятий, записывают домашние задания, выставляют оценки за устные и письменные упражнения, четвертные и годовые. Кстати, бумажный журнал тоже ведется параллельно, его никто не отменял. Родители же получают в свое пользование ресурс, который поможет им в любое время с помощью сети Интернет узнавать, был ли их ребенок на занятиях, какие оценки он получил, иметь полную информацию о ситуации по каждому из предметов школьной дисциплины. Программа выстроена так, что при заполнении электронного журнала автоматически заполняется и электронный дневник. Система виртуальных дневников активно стала действовать в нашей школе с прошлого года. Теперь эту услугу мы предоставляем родителям.
— Насколько освоены эти программы педагогами и родителями?
— Начиная с 2010 года, учителями постепенно шло освоение отдельных элементов программы. На сегодняшний день 90 процентов педагогов работают в ней. В этом году мы заканчиваем режим эксперимента и полностью перейдем на электронные журналы и дневники. С родителями тоже была проведена определенная работа: на базе школьного информационного центра для них организовывались теоретические и практические занятия. Сейчас они в любое время могут зайти в центр и совершенно бесплатно войти в программу «Электронный дневник» или поработать в сети Интернет.
— Кстати, востребована ли эта услуга родителями учеников? Заглядывают ли они в виртуальный дневник?
— Исходя из школьных опросов, 70 процентов родителей одиннадцатиклассников активно пользовались этой услугой. А вот процент родителей детей 5,6-х классов, заходящих в программу, невелик. Возможно, это связано с тем, что младшие школьники пока не нуждаются в усиленном родительском контроле за учебой, как старшеклассники, у которых идет усиленная подготовка к экзаменам.
— Ну что же, электронная школа сегодня – это не миф, а реальность. Бесспорно, в этой системе есть много плюсов, тем более, она продиктована временем. Но есть, конечно, и минусы. К примеру, большая загруженность учителей, невозможность отдельных родителей пользоваться услугой из-за отсутствия компьютеров и т.п. Каково ваше мнение на этот счет?
— Постепенно, но бесповоротно электронные журналы, дневники становятся частью жизни школы. И я считаю, это правильно. Наше общество живет в момент перехода к информационной эпохе. В современном мире неотъемлемой частью успешности становится ИКТ-компетентность. Сейчас мы просто увязли в бумажной работе, а автоматизированные информационные системы позволяют ее разгрузить. Возможно, придет время, когда в школах полностью откажутся от традиционных классных журналов, дневников. Будет легче и учителям, и детям. Эта услуга в ближайшем будущем будет более востребована, хотя есть и сложности. В основном они технического характера. К примеру, необходимо сделать беспроводной Интернет во всех кабинетах, чтобы учителя могли на месте работать с электронными журналами. Также компьютерная техника постоянно нуждается в обновлении и ремонте. Согласна и с тем, что сейчас не у всех есть дома компьютер. Но как говорила выше, наш школьный информационный центр открыт для ребят, их родителей и учителей. Электронная школа начинает развиваться, и это будущее, к которому мы идем.
— Елена Робертовна, реализация проекта также предусматривает и введение электронного документооборота в ОУ?
— Да, это неотъемлемая часть единой информационной образовательной среды. На данный момент у нас в школе создана электронная база по сотрудникам ОУ, школьникам, по организации учебной и внеклассной работы, налаживается процесс сдачи отдельных отчетов в электронном виде.
— Расскажите, пожалуйста, о том, в каком режиме и насколько эффективно работает в школе информационный центр?
— Общее количество посещений центра во втором полугодии и на конец 2012-13 учебного года составило 1996 человек. Это хороший показатель его востребованности. Сейчас у нас в центре работают 4 зоны – групповая, индивидуальная, библиотека-медиатека и документ-центр. Степень загруженности зоны свободного доступа в среднем составляет 27 человек. Центр является помощником в работе и учителям, и руководству школы, и ребятам в учебе. На базе ИЦШ проходят уроки, групповые занятия, семинары, конференции, ребята участвуют в онлайн-конкурсах, викторинах. К примеру, в прошлом году на базе центра было проведено 21 дистанционное мероприятие. Ребята приходят после уроков и работают самостоятельно, ищут необходимую информацию, электронные карты, делают презентации, готовят устные сообщения к урокам, рефераты, выполняют задания учителей. В прошлом году мы участвовали в онлайн-консультациях по подготовке к ЕГЭ, проводимых Тверским государственным университетом, в онлайн-тестировании выпускников 11 класса, по итогам которого ребята сразу получали информацию о количестве набранных баллов и номера заданий, где были допущены ошибки. Также в ИЦШ проводятся мероприятия и для учителей – районные методические семинары, вебинары (встречи с педагогами региона и консультации по работе с методической литературой с издательствами в режиме онлайн). К примеру, педагоги участвовали в вебинаре «Проект по химии», в международной видеоконференции «Педтехнологии. Международный опыт (с Чехией)». Организуются в центре встречи с родителями, родительские собрания. Помимо книжного фонда в библиотеке-медиатеке мы ведем электронный каталог. Также в библиотеке есть компьютер с выходом в Интернет, электронные обучающие диски, учебники. Поскольку наша школа является базовой, то многие мероприятия для образовательного округа тоже проходят на базе ИЦШ. То есть ресурс центра активно используется всеми участниками образовательного процесса. Проблема только в одном – не всегда хорошая, высокая, скорость Интернета и отсутствие беспроводного Интернета на всей территории школы.
— Значит будущее центра – его развитие и укрепление?
— Конечно. Мы планируем в школе провести беспроводную сеть Интернета, чтобы она была во всех кабинетах. Перейдем полностью на электронные журналы, дневники и документооборот. Будем совершенствовать и улучшать ресурсы информационного центра. Наши двери всегда открыты для ребят, родителей и учителей. Как сказала выше, электронная школа – это школа будущего, мы к ней стремимся и осваиваем ее.
Беседовала
А. ЧИСТЯКОВА.