Возвращение к истокам
- Суббота, 13 января 2024, 19:00
- Чтобы помнили
- Нет комментариев
Любая школа, а сельская особенно, на протяжении всей своей истории выполняет главную задачу: воспитывает достойных граждан своего Отечества и знакомит их с основами наук, необходимыми для дальнейшей жизни и развития личности. Основу коллектива школы составляют преподаватели-энтузиасты, неравнодушные к судьбам детей, в которых они видят будущее России. Успех работы школы во многом зависит от единомыслия и сплоченности преподавателей. И очень важно, когда в учительском коллективе появляется человек, способный стать мозговым центром сплочения, генератором идей, направляющей силой единомышленников.
Таким человеком в Борзынской сельской школе в начале 1990 года стал преподаватель истории Алексей Сергеевич Григорьев. Хорошо помню, как он впервые появился в школе. Я увидел немолодого человека, среднего роста, подтянутого, но необычайно подвижного и ко всему проявляющего неподдельный интерес. Отрекомендовался он коротко: «Алексей Сергеевич Григорьев, историк». Вместе со своей женой он только что переехал к нам в Тверскую область из Комсомольска-на-Амуре. Как он сам объяснял впоследствии, переезд состоялся потому, что он всегда хотел вернуться туда, где родился и вырос, так как чувствовал свой неоплатный долг перед тверской землей. Сам он родом из Торопецкого района и на склоне лет решил вернуться в родные края. Несколько школ Тверской области предложили ему для работы, но из всех он выбрал Борзынскую. Главную роль в этом сыграло хорошее автобусное сообщение с районными и областными городами. Конечно, ему понравилась и местная природа, и сама школа. Очень быстро Алексей Сергеевич вписался в учительский коллектив, поразив ясностью и мощью своего ума, великолепной памятью и широкой эрудицией, умением быстро определять цели и задачи для решения любой школьной проблемы. Он становится заведующим учебно-воспитательной работы в школе, за короткий промежуток времени завоевывает авторитет среди учительского коллектива. Посещает открытые уроки учителей, проводит педсоветы, касающиеся учебно-воспитательного процесса, определяет сильные и слабые стороны учителей, изучает возможности каждого ученика. Всех впечатлял его четкий, подробный анализ посещенных уроков и мероприятий, который Алексей Сергеевич проводил скрупулезно, обосновывая свои выводы и замечания с точки зрения педагогики и новейших достижений в этой области. Он стал очень нужным в коллективе человеком: если возникал какой-нибудь запутанный вопрос, то за советом ученики и учителя обращались к нему. Работая завучем, он создал коллектив единомышленников, на который опирался в своей работе. Иногда цели и задачи, которые он ставил перед учителями, казались многим слишком завышенными, недосягаемыми, порой жесткими. Не всем нравилась такая позиция завуча, но в ней заключалась суровая правота: работай с максимальной энергией – получишь хороший результат и удовлетворение от своей деятельности. Были и обиды, и словесные перепалки, ибо «нет более ненависти, чем у невежества к знанию», как написал в книге «Сумерки просвещения» педагог-просветитель В.В. Розанов. Алексей Сергеевич, обладая твердым характером, всегда умел доказать свою правоту. Требовательным он был и к коллективу учащихся.
В 1993 году он предложил обсудить в школьном коллективе учебно-воспитательную программу «Россия – наша Родина, мы – дети земли тверской», которую часто называл возвращением к истокам российской истории, народным корням. Как он сам отмечал, за долгие годы стремления к «светлому будущему» мы стали Иванами, не помнящими родства», забывшими своих предков, не знающими истории даже своей малой родины. «С малого начинается великое», – не раз повторял Алексей Сергеевич. Он научно обосновал и доказал, что с изучения истории своего родного края, своего рода, местности, населения начинается гражданин своего Отечества. Разделы программы, созданные этим талантливым человеком, просты, но каждый из них представляет огромное поле деятельности для учителей, школьников, их родителей, общественных организаций: Мы – юные граждане своего села; Твоя родословная. Наша школа; Связные истории; Книга памяти; Красная книга природы; От культуры речи к культуре общения; Творить красоту; Возрождение российской духовности; Твоя программа роста.
Родители школьников тоже принимали участие в широком обсуждении этой программы. Каждый имел право вносить свои предложения и дополнения. В результате учебно-воспитательная программа была одобрена абсолютным большинством заинтересованных лиц и принята к исполнению. С этого момента Борзынская школа начала новый этап своего развития, который был понятным каждому школьнику. Заведующая Кувшиновским роно Т.В. Удовенко и директор Борзынской школы В.А. Захарян, оценив актуальность идей программы, приложили массу усилий, чтобы утвердить документ официально и дать ему путевку в жизнь. Сам Алексей Сергеевич, чтобы «не раздваиваться», попросил отставку с поста завуча школы и вплотную занялся экспериментом по внедрению своей программы в учебно-воспитательную работу школы. В этот период им была выполнена титаническая работа по организации туристических походов с учащимися с целью сбора краеведческих материалов и экспонатов для создания в дальнейшем Борзынского музея Крестьянских родословных. Всего за один год были выполнены хозяйственные работы в старом здании школы, где решили создать музей, очищена от мусора и огорожена прилегающая территория, собрано много документов и экспонатов, учащиеся начали работу по составлению родословных своих семей.
Алексей Сергеевич заряжал своей энергией всех, в любом деле принимал самое живое и непосредственное участие. Он сумел убедить многих родителей, учащихся и учителей в правильности выбранного пути, поэтому они, не считаясь с затратой времени и сил, помогали ему во всех его замыслах. За короткое время он стал желанным гостем во всех деревнях Борзынского округа, нашел живой отклик в душах местных жителей и дачников, которые и словом, и делом помогали создавать базу музея. Равнодушных не оказалось. На достигнутом Алексей Сергеевич не остановился. Уже на следующий год на основе собранных материалов и экспонатов начинается исследовательская работа самих учащихся школы. Пишутся рефераты, сочинения, воспоминания. Собираются сведения о наших земляках, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Самое главное – все уроки в школе проводятся с использованием собранных краеведческих материалов.
Историк-краевед щедро делится с коллегами, учителями Кувшиновского района первым опытом работы по программе. На базе музея проводятся семинары, открытые уроки, экскурсии, встречи. Даже Тверской институт усовершенствования учителей с легкой руки директора школы В.А. Захаряна и заведующей Кувшиновским роно Т.В. Удовенко признал право программы на жизнь и организовал на базе школы несколько семинаров с педагогическими работниками нескольких районов Тверской области. Дважды приезжали корреспонденты «Учительской газеты», которые распространили опыт работы нашей школы по всей стране. Два ученика, создавшие наиболее яркие работы, на краеведческом конкурсе школьников в Москве получили дипломы 1, 2 степени и денежные премии.
Алексей Сергеевич постоянно совершенствует свою программу, продумывает работу учащихся в музее, способы применения краеведческого материала на уроках. В его голове неиссякаемый запас новых идей, перспективных творческих замыслов. У него появилось немало помощников среди учеников. И когда внезапно от тяжелой болезни умирает его любимый ученик Саша Яковлев, главный помощник в краеведческой работе, который вместе со своей семьей многое сделал для создания и процветания музея, Алексей Сергеевич тяжело переживает эту потерю. Им принимается решение о присвоении музею имени Саши Яковлева. Музей Крестьянских родословных продолжает свою работу: составляется летопись деревень Борзынского округа, проводятся встречи с ветеранами войны и труда. Школьники вместе с родителями и учителями участвуют в различных акциях. Составляются истории дворянских имений Назимовых и Беклемишевых, описываются события далекого 1919 года в Борзынской волости («Восстание зеленых»), проводятся исторические семинары, где учащиеся выступают с сообщениями по изучаемой теме.
Внезапно Алексей Сергеевич начинает себя плохо чувствовать, затем его состояние резко ухудшается. Врачи ставят неутешительный диагноз: онкология. Он не падает духом и начинает борьбу за жизнь. Заболевание слишком поздно диагностировано, поэтому чуда не произошло, и 16 ноября 2003 года этого замечательного человека не стало. Накануне печального события я был приглашен к Алексею Сергеевичу для последней беседы. Как я теперь понимаю, так он прощался со мной, а через меня с тем, что ему было всего дороже – с музеем и школой. Почему именно меня он позвал? Наверное чувствовал во мне искреннего единомышленника. Все его мысли и наказы мне были лишь о музее, о методах и направлениях дальнейшей работы, о делах, которые в первую очередь надо завершить, о письмах, не отправленных по нескольким адресам, – о том, как вести работу без него. Было ему плохо. Иногда мне казалось, что он теряет сознание. Но через некоторое время Алексей Сергеевич вновь открывал глаза и продолжал говорить. Ни стонов, ни жалоб, ни слез. Вот таким, сильным духом, был этот человек, сделавший так много для народного образования. Незадолго до своей смерти Алексей Сергеевич узнал о том, что на Дальнем Востоке напечатали написанную им книгу «Полигон форсированного развития». Эта книга об одном из руководителей строительства города Комсомольск-на-Амуре, основанная на краеведческом материале, собранном Алексеем Сергеевичем.
Вот уже 20 лет нет с нами Алексея Сергеевича Григорьева, но лучшим памятником ему будет продолжение дела, начатого историком-краеведом, Педагогом с большой буквы, ученым-исследователем и просто человеком.
Владимир Фадеев