Учитель – мужская профессия?
- Четверг, 11 февраля 2016, 15:06
- Люди
- Нет комментариев
Учитель-мужчина — на сегодняшний день, скорее, исключение из правил, но очень удачное. Сегодня один из ярких его представителей, победитель районного конкурса «Учитель года-2016» В.Е. Марков расскажет в беседе с нами о себе и о своем призвании
– Валерий Евгеньевич, каковы ощущения победителя?
– Сложные. Многое нужно переосмыслить, переоценить, попробовать что-то по-новому, а уже достигнутые высокие результаты вводить как систему в преподавание своих предметов. И, конечно, не останавливаться на достигнутом, а саморазвиваться.
– Почему вы решили участвовать в конкурсе?
– Это исключительно важный этап профессионального роста педагога. Возможность проверить жизненность своих наработок, получить оценку работы от более опытных членов жюри, представить школу с «мужской» стороны. Решение не было спонтанным. 7 лет я был учителем в Могилевской школе, о чем вспоминаю с удовольствием. Прошел хорошую школу жизни, отработав долгое время на фабрике, и вот вновь вернулся в учебное учреждение, о чем совсем не жалею. Так что, житейская закалка уже есть. «Учитель года» – конкурс серьезный, высокого уровня, к нему основательно готовился. Соперники достойные, грамотные, жаль только, что стало мало участников.
– Валерий Евгеньевич, семья вас поддержала?
– Несомненно. Только в семейной гармонии и полном взаимопонимании возможно творить. Многое приходилось делать в вечернее, ночное время, не обошлось и без работы в выходные дни.
– Какие личные качества помогли вам в этом непростом профессиональном соревновании?
– Профессиональная подготовка, смелость, решительность, умение сконцентрироваться, собраться в нужный момент, видение аудитории и взаимодействие с ней, и, конечно, артистизм, харизма, коммуникабельность, амбициозность, желание победить. Эти качества помогают мне и при работе в школе, и на сцене. Без этого никак нельзя. Волнение, переживание – все, как в первый раз.
– По вашему мнению, какова роль мужчины в современной школе?
– При недостатке сильного пола в школах роль мужского начала переоценить трудно. Мужчина в школе – не просто предметник, он должен быть воспитателем и примером для детей, наставником. Не секрет, что многие дети сегодня не получают мужского воспитания, внимания. Проблема школы – производная от проблемы семьи, где подрастает очередное поколение детей, не знающих полноценной семьи, и вряд ли они будут ориентированы на её создание. На мой взгляд, сегодня основные составляющие успеха мужчины-педагога – это исчерпывающее знание своего предмета, внеурочная, внеклассная деятельность. Что может быть ответственней, мужественней и увлекательней, чем воспитание юного поколения, будущего нашей страны? Мы посвящаем себя детям, науке. Мужчина, пришедший в школу, должен быть образцом, моделью верного поведения по отношению к ученикам и коллегами. Он становится примером самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Да и женский коллектив с нашим присутствием сплоченнее, рабочая атмосфера комфортнее.
– Как вы считаете, почему школа стала территорией женщин?
– Первое и главное – упал престиж профессии, мужчины не видят в педагогике карьерного роста. Учительство перестало считаться «мужской» профессией. Удручает объем требуемой с нас документации. Педагоги-мужчины, несомненно, нужны. Они умеют увлечь ребенка предметом, они более решительны, менее эмоциональны. Если есть проблема – они ее обязательно решат. Женщины не могут заменить мужчину в воспитании мальчиков, невольно идет процесс феминизации. Для девочек же присутствие мужчин в школе тоже важно при формировании образа мужчины. Недостаток мужского воспитания в школе, по-моему, оказывает влияние на формирование личности самого ребенка. И хорошо, что в нашей школе есть наставники сильного пола разного профиля: биология, физика, химия, информатика, физическая культура. В системе образования нужны кардинальные изменения для привлечения мужчин в образовательные учреждения.
– Образ современного мужчины-педагога…
– Каким я его вижу? Знаете, наверное, волевым, стильным, подтянутым, с хорошим настроением, настойчивым, твердым и неравнодушным… Мужчина в школе – это ее полноценное будущее!
О. Болтова