Учитель — это образ жизни
- Вторник, 23 декабря 2014, 15:07
- Люди
- Нет комментариев
Учитель отличается от представителей всех остальных профессий: он связан с детством, юностью, постоянным движением человека к его цели. Учитель вместе со своими воспитанниками растёт, вкладывая в них свою душу, отдавая им частицу своего сердца, сея в них, по выражению Н.А. Некрасова, «разумное, доброе, вечное». В этом и заключается священное служение каждого настоящего учителя Отечеству.
Юрий Гусейнович Касимов – из тех, про кого говорят «человек на своем месте». 10 лет он преподает уроки технологии и физической культуры в Кувшиновской средней школе №1, а его общий педагогический стаж насчитывает уже 46 лет. В спортивном зале, куда мы пришли пообщаться с преподавателем, царила, можно сказать, боевая атмосфера: шло занятие баскетбольной секции. Два десятка мальчишек и девчонок усиленно «работали» с мячами. Но Юрий Гусейнович нашел несколько минут, чтобы ответить на наши вопросы.
– Юрий Гусейнович, что подвигло вас выбрать педагогическую стезю, сферу физического воспитания в частности?
– Я родился и вырос в многодетной семье, с детства не боялся никакой работы. Поначалу в педагогику не собирался, несмотря на то, что в семье учителя были. После службы в армии – а я служил водителем 3,5 года – устроился на работу в АТП. Но вот не «легла» мне на душу эта профессия… И тогда я поступил в Туркменский государственный университет на факультет физического воспитания. В 1968 году закончил его и вот с тех пор преподаю. Нас в семье было пятеро – четыре брата и сестра – и все стали педагогами.
– Какими были ваши первые шаги в преподавании?
– Необходимо было выбрать свой путь, особый стиль, постараться вызвать устойчивый интерес у учащихся к занятиям. Первым делом решил участвовать с ними во всех проводимых в районе соревнованиях. Надо было сравнивать свои возможности с другими школами, искать спортивные резервы в учебном процессе. Уже после первых соревнований отношение детей к физкультуре стало меняться — они поддерживали друг друга, переживали за участников своей команды, у них появился азарт и желание выступать не хуже других. На момент моего прихода спортивная команда школы не блистала успехами в районной спартакиаде. И только после упорных тренировок пришли победы? и стали появляться свои добрые традиции, когда старшие отвечают за младших. Ведь дети слушают не только учителя, но и своих товарищей по классу, команде. Работать стало легче. И если на первых соревнованиях мы с завистью смотрели на почетные грамоты призёров-соперников, то уже через год сами заняли призовое третье место.
– Урок, по определению великого педагога В.А. Сухомлинского, — это «вечная лаборатория педагогического мастерства». Как вы готовитесь к занятиям и проводите их, есть ли свои секреты?
– Тайн нет. Тщательно и заранее готовлю план. Что пойдёт? Всегда предусматриваю запасной вариант (в рамках программы, естественно ). Предлагаю ребятам больше двигаться, выполнять упражнения обдуманно и в игровой форме. Нагрузку каждому даю индивидуально: кому рекомендую подтянуться на перекладине, а кому — просто сделать вис на ней. Не всегда делаю ориентир на самого сильного – никто не должен чувствовать себя ущербным. Считаю, что каждый учащийся должен получить оценку за занятие. Кого-то нужно похвалить, кому-то подсказать, где ошибся, но определить уровень подготовленности ребят надо обязательно. Ну и дисциплину, конечно, необходимо держать на уровне.
– Давно ли вы преподаёте в этой школе?
–- С 2004 года. После развала Советского Союза в Туркмении жить стало очень тяжело, вот и перебрались с семьей сюда… Сначала дочка, потом и я. Надо было где-то работать, пришел в районный отдел образования, тогда заведующим был Вячеслав Алексеевич Захарян, он и пригласил меня в школу. С тех пор здесь и тружусь – преподаю уроки, веду баскетбольную секцию.
– Каковы успехи ваших подопечных?
– К сожалению, баскетбол в Кувшинове — не очень распространенный вид спорта. Нам не с кем конкурировать, а это в спорте самое важное. Несколько лет назад мы ездили на областные соревнования, заняли четвертое место, потом – третье на турнире в Лихославле… Но спортивные успехи – это не главное. Важно, что дети не «болтаются» на улице, на секцию ходят с удовольствием, стали более дисциплинированными, меньше прогуливают уроки. Да и на здоровье спорт влияет положительно.
– У вас бывает свободное время?
– Все свое свободное время я провожу в школе.
Во время нашего разговора в кабинете присутствовала Марина Елисеева, выпускница КСОШ №1 2008 года. Она сказала много добрых слов о преподавателе:
– Юрий Гусейнович всю душу отдает любимому делу, он обладает уникальной силой и энергией, способными зарядить не только учеников, но и своих коллег-учителей. Своему предмету он не просто учит, а увлекает. Он — прекрасный тренер. Посещать его тренировки – одно удовольствие. Что было бы с нами, если бы не он и его занятия? Бродили бы мы по дворам и подъездам. Юрий Гусейнович — очень ответственный человек. И как удивительно в нем сочетаются столько положительных качеств, понять просто невозможно!
Говорят, что не мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Мысль красивая, интересная, но не всегда в жизни случается так. Исключение этому — учительская профессия, потому что ее человек выбирает сам. И куда бы ни забрасывала его судьба, чем бы он ни занимался, а учительская стезя зовет, манит, не дает спокойно жить.
С. Гербст.