Собирая вещи предков, любим мы свой край сильней
- Вторник, 24 января 2023, 11:50
- Наши проекты
- Нет комментариев
Сельские музеи – они всегда такие уютные, добрые, завораживающие стариной, и по праву могут называться народными – экспонаты для них обычно собирают всем миром. Здесь очень остро чувствуешь живую историю, ведь каждая вещь, которую можно потрогать, подержать
в руках, связана с историей этих мест. Смотришь
и думаешь, что именно в этом поселении пряли вот на этих прялках, толкли зерно в этих ступках, молоки муку на этих жерновах, пили чай из этих самоваров… Такая удивительная преемственность поколений ощущается, живая связующая нить. Особая ценность музеев краеведения и народного быта на селе заключается, прежде всего, в том,
что с помощью них наше подрастающее поколение приобщается к родной истории.
Есть и в нашем Кувшиновском районе такие значимые и теплые музеи. Один из них работает в с. Заовражье, куда с радостью и большим интересом приходят на экскурсии и взрослые, и дети. Хранитель музея Евгений Дометов – увлеченный изучением родного края, неравнодушный, неутомимый, творческий человек, возглавляющий еще и ССКЦ. Он не только отправится с вами в путешествие по истории родных мест, но и проведет интересный, познавательный мастер-класс.
– Создавали мы наш музей вместе с коллегой Жанной Синицыной. Сначала собирали старые вещи крестьянского быта. Находили их и в старых разрушенных домах. Постепенно стали оформлять экспозиции разных направлений. А потом и сельчане присоединились к этому процессу, стали приносить различные предметы старины, сохранившиеся от их бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Сейчас музей заполнен экспонатами, есть экспозиции, посвященные: предметам кухонной утвари – утюги, вальки, первые «стиральные машины» на Руси, берестяным изделиям, рукоделию наших бабушек, прабабушек – вышитые, связанные крючком воротнички, салфетки, рушники, стекольным заводам, когда-то работавшим на кувшиновской земле, древнему городищу Заовражье. Кстати, в 19 веке на территории нашего района действовали стекольные заводы в Озерецком, Сабурове и Заовражье. Изготавливались на них и стекольные изделия, и хрустальные – бутылки, графины, рюмки, стаканы, вазы… Продукция поставлялась в Москву и Санкт-Петербург. Следы древнего городища Заовражье обнаруживались и во время прокладки газовых труб по территории села, жители находили битые горшки, элементы старых копий и останки, кости людей. Это говорит о набегах на нашу землю татар и литовцев, – начал рассказ о музее Евгений Николаевич.
Переходя от одного экспоната к другому, видим целый набор посуды – крынки, горшки, кувшины, плошки… Конечно, невозможно представить быт русской деревни без глиняной посуды. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из нее имели широкий спектр применения. Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По данным археологов, была известна еще в 10-13 веках. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки кринки могли быть обварными, обливными (муравлеными), мореными, лощеными и киноваренными. Не последнюю роль в крестьянском быту играли и рубели, используемые женщинами для разглаживания после стирки сухой холщовой ткани, и пришедшие позже им на смену угольные утюги, увиденные нами в музейной экспозиции. Кстати, утюги были чугунные, тяжелые, внутри заполненные горячими углями. Самые первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае.
– Вот эта прялка, находящаяся в нашем музее, датируется началом 19 века, она когда-то принадлежала моей прапрабабушке. Как правило, этот женский бытовой предмет передавался в семье по наследству. К примеру, отец вырезал из дерева для своей дочери прялку, чтобы она, став юной девушкой, пряла пряжу. Затем она передаст ее своей дочери. Так все крестьянские бытовые вещи переходили по наследству от родителей к детям, от детей к внукам. А это жернова для размола муки, 18 век, они каменные, тяжелые. В 19 веке их усовершенствовали, облегчили, стали изготавливать из дерева с металлическими набойками. Мука после таких жерновов выходила грубого помола, в ней сохранялись все питательные вещества, – продолжает беседу наш экскурсовод.
В музее мы увидели книгу отзывов, где посетители пишут свои впечатления от знакомства с ним. Там только добрые отзывы и пожелания. А среди экскурсантов не только местные, районные жители, но и приезжие из других городов страны. Что, безусловно, является гордостью маленького сельского хранилища родной истории. Евгений Николаевич активно приобщает к ней и юное поколение, систематически проводит для ребят не только экскурсии, но организует и познавательные краеведческие занятия, конкурсы, акции. Весной 2022-го они вместе с юными сельчанами пробовали молоть зерно с помощью старинных жерновов, гладили белье рубелью.
– Важно, чтобы традиции, обычаи предков жили и сегодня, конечно, наш быт сильно изменился с тех времен, вести его стало удобнее, легче, комфортнее. Однако мы обязаны знать, понимать, как трудились и чем ежедневно пользовались предки. А многие и сегодня в 21 веке возвращаются к этим старинным и, казалось бы, забытым обычаям вести хозяйство, готовить пищу, потому что они хоть и требовали особых физических усилий, но были практически безвредны и давали возможность получить настоящие экологически чистые продукты питания и вещи. Некоторыми старыми предметами быта у нас в селе пользуются до сих пор. Женщины с вальками ходят на родник и отбивают половички, двуручными пилами сельчане пилят дрова. Актуальны в использовании и коробы, корзины. Часто провожу с ребятами мастер-классы по плетению корзин из ивовых прутьев. Они интересуются, охотно осваивают это старинное ремесло. Не факт, конечно, что плести будут, но принцип и технику создания знать будут. Нельзя нам не знать, не понимать, не чувствовать, как жили наши прадеды, прабабушки. Это же сохранение постоянной родственной связи, это передача генетического кода, это любовь к Отчизне. Как только забудем прошлое, историю, утратим тогда и будущее. Этого допустить нельзя. У каждого в сердце родина живет светлым лучиком. И где бы ты ни был, все равно будешь возвращаться в родные места, к своим корням. Вот так случилось и с Григорием Булашевичем, который летом 2022 г. приехал к нам в Заовражье, где 68 лет назад прошло его детство. В душе он всегда чувствовал, что именно здесь у него малая родина, хотя родился в 1940 г. в д. Печеницы Селижаровского района. В 1941-ом фашисты оккупировали Селижаровский район, его родители вместе с детьми ушли в партизаны. Мать вместе с мужчинами ходила в разведку, приводила «языков». При выполнении очередного задания отец пропал без вести. Много хлебнула горюшка семья в войну. В 1946 его маму Зинаиду Ивановну направили работать учителем к нам в Заовражье, – акцентировал в завершение разговора Евгений Дометов.
– Ох, как голодно было и в войну, и после нее, ели все, что придется: гнилой прошлогодний картофель, первую весеннюю траву, но как то выжили. Мама активно участвовала в художественной самодеятельности, руководила хором. В Заовражье промчались все мои детские годы, здесь все родное. В 1954-ом уехал отсюда, поступил в речное Ленинградское училище, всю дальнейшую жизнь прожил в Карелии. В своем Заовражье с тех пор так и не бывал, а душа рвалась сюда, так хотелось посетить родину детства. И вот через 68 лет, благодаря внуку моя мечта сбылась, побывал в местах, дорогих сердцу. Посетил храм Рождества Христова, источник святой Смоленской Богородицы, школу, Дом культуры, музей краеведения, походил по селу. Экскурсоводом и чудным собеседником выступил Е.Н. Дометов, благодарность ему огромная, – поделился своими воспоминаниями и впечатлениями Константин Булашевич.
Народная мудрость гласит: «Не забывай старь – она новизну держит». Действительно, что сможем построить мы, не зная своего прошлого, не опираясь на свои корни, опыт, знания и ценности предков. И можно ли любить свой край, не зная его истории?
Анна Терентьева