САМАЯ КЛАССНАЯ «КЛАССНАЯ»
- Пятница, 28 февраля 2014, 14:09
- Люди
- Нет комментариев
Некоторые взрослые по сей день носят в себе образ любимого учителя или воспитателя, сумевшего пленить их сердце и вдохновить на выбор жизненного пути. Посчастливилось ли вам встретить педагога с большой буквы? Возможно, несколько? Или ни одного? А вот прямухинским ребятам повезло. Учитель начальных классов Прямухинской СОШ И. Н. Павлова не только учитель для своих подопечных, она еще старший товарищ и наставник. Говорят, детский врач, прежде чем дотронуться до ребенка, должен согреть руки. Учитель, прежде чем начать учить детей, должен согреть их душу. Этим и руководствуется в своей работе, которая, кстати, стала образом ее жизни, Ирина Николаевна. В каждом ребенке она умеет найти ростки таланта, раскрыть их и взрастить. С каждым воспитанником она щедро делится своим теплом и любовью.
Дети для нее – это предмет обучения, воспитания и обожания. Ее счастье – это быть всегда полезной им. Сегодня в беседе с нами И. Н. Павлова рассказывает о любимой работе и о себе.
— Ирина Николаевна, когда вы поняли, что станете учителем?
— В детстве я всегда играла в школу и, конечно, была в роли учительницы. Учила не только кукол, но и своих подруг. У меня даже был настоящий классный журнал, который мы с друзьями нашли в старой школе. Когда пошла в первый класс, то очень хотела быть такой же, как моя первая учительница. Она всегда была сдержанной, доброй, красивой, с большим портфелем, до отказа наполненным ученическими тетрадями. Мне очень хотелось тогда проверять эти тетради, ставить оценки (смеется). Кстати, теперь для меня проверка тетрадей – одно из самых хлопотных занятий, требующее немало времени. Поэтому, думаю, осознание того, что я стану учителем, пришло ко мне еще в детстве. О других профессиях я даже не задумывалась.
— Ваша первая встреча с учащимися… Как это было?
— Я – молодая учительница, которой всего 18 лет, 1 сентября 1996 года встретила своих первых учеников и познакомилась с их родителями. Конечно, испытывала чувство волнения, чего-то нового, необыкновенного в своей жизни. Ведь это было началом моего профессионального становления на жизненном пути. К сожалению, сейчас ничего не могу вспомнить о своем первом уроке, Наверное, повлияли избыток эмоций и переживаний. Кстати, мои первые ученики уже давно окончили школу, трое из них создали свои семьи и имеют детей.
— Как шло ваше становление на педагогическом поприще?
-Жан Жак Руссо говорил: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Вот и для меня начало моего трудового пути было нелегким. Огромная благодарность за помощь, поддержку, понимание и мудрые советы бывшей в то время директором школы Л. И. Соловьевой и педагогам, которые 18 лет назад радушно приняли меня в свой дружный коллектив.
С годами постепенно накапливался опыт, выстроилась система работы, особое внимание в которой я уделяла не только образовательному аспекту, но и воспитанию детишек. Я много занималась самообразованием, самосовершенствованием. И вот сегодня я чувствую себя в школе, как в родном доме, где дети и коллеги – близкие люди. Испытываю огромную радость от своего полезного труда и учу радоваться своих воспитанников результатам их трудов в познании.
— По вашему мнению, в чем заключается мастерство учителя?
— Считаю, что каждый педагог должен критически смотреть на самого себя, анализировать свою деятельность и постоянно искать пути самосовершенствования, ведь учителю необходимо учиться всю жизнь. Как правило, самый распространенный путь к мастерству лежит через приобретение опыта. К основным критериям педмастерства я отношу целесообразность, продуктивность, оптимальность и, конечно, творчество.
— В прошлом году вы стали лауреатом регионального конкурса «Самый классный «классный». Каким образом вы достигаете успеха в воспитательской работе с детьми?
— В своей работе со школьниками и их родителями я стараюсь использовать психологию. Зная психологические особенности ребенка, его способности, наклонности, легче развить его таланты, найти с ним общий язык. Ведь все дети без исключения одаренные, только мы, наставники, должны увидеть этот дар и помочь ребенку его совершенствовать. Также тесно работаю с родителями. Вместе с ними мы познаем внутренний мир детей. В своей наставнической деятельности использую самые разные формы воспитательной работы – это познавательные, развивающие, развлекательные, нравственной и эстетической направленности, спортивного и художественного характера мероприятия, родительские собрания… Кстати, план-конспект одного из своих родительских собраний я послала на областной конкурс и вот добилась успеха. Это окрыляет, победы и признания дают стимул к дальнейшему творчеству.
— Ирина Николаевна, по словам коллег, вас слушаются в школе даже самые непослушные дети. Как вы находите к ним подход?
— Непослушные дети есть, без сомнения, в каждом классе, это абсолютно нормальное явление. Как полюбить учителю мальчишку, сидящего в конце ряда у стенки, бездельника и двоечника, всегда шумно занимающегося на уроке своими посторонними делами, мешающего вести урок? Секрет прост. Надо увидеть в нем только его уникальные и неповторимые задатки и способности, надо помочь ему раскрыть их, развивать и совершенствовать. Все дети очень разные, как и мы, взрослые, кто-то из ребят любит выполнять какие-то поручения по классу, кто-то трудиться, кто-то рисовать, кто-то читать… Важно обращать внимание на эти способности, не скупиться на похвалу в адрес ребенка, а иногда и откровенный разговор с ним будет полезен.
— Недавно вы получили еще одно образование. Почему возникла такая необходимость?
— В 2013 году я окончила Московский психолого-социальный институт. Теперь у меня есть еще одна профессия «Психолог», «Преподаватель психологии». За полученное образование очень благодарна маме. Однажды она сказала, что дала мне в жизни все, что могла, но сожалеет о том, что не помогла мне получить высшее образование. Именно эти мамины слова и послужили стимулом для дальнейшей учебы. Очень хочется, чтобы родители гордились своей дочерью. Профессия психолога оказалась очень интересной и полезной в моей работе с детьми. Также студенческие годы внесли много позитива в мою жизнь. У меня были замечательные педагоги. К примеру, я и подумать не могла, что лекции в институте мне будет читать сам профессор Немов, по книгам которого я когда-то училась в педагогическом училище.
— Каков ваш девиз в работе?
— «Возьми свое сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб вечно горело» (Б. Окуджава). Я смотрю на каждого ребенка как на целый мир – загадочный и привлекательный, стремлюсь согреть его, познать его и развить.
— Чем радуют вас ваши питомцы?
— Конечно, своим успехами в учебе, творчестве… Радость доставляет блеск в глазах детей, их заинтересованность, увлеченность, активность, стремление к знаниям и умениям. Наш классный коллектив находится в постоянном творческом движении, все совместные мероприятия у нас яркие и незабываемые. Очень приятно после очередного проведенного мероприятия получать благодарные отзывы детей, родителей, коллег.
— Теперь давайте поговорим о личном. Кто ваши ангелы-хранители?
— Мои родители. Я им безмерно благодарна за то, что они научили меня жить осмысленно и целеустремленно, интересно, захватывающе и полезно.
— Ваши жизненные принципы?
— Быть доброй и милосердной. Всегда помнить, что ты не одинока в этом мире. Уметь анализировать свои поступки, быть полезной и нужной людям.
— Вы верите в судьбу?
— Я полагаю, что человек имеет все возможности строить свою судьбу по своему желанию. К таким людям отношу и себя.
-В чем видите смысл своего бытия?
— Я не умею жить только для себя. Чувствую удовлетворение тогда, когда хорошо не только мне, но и окружающим, смысл жизни — приносить пользу людям и творить добро.
— Женская красота, в чем ее суть?
— Бывает внешняя и внутренняя красота. Про внешнюю скажу словами Коко Шанель: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами». А что касается внутренней, самой главной, здесь я согласна с героем романа Чернышевского «Что делать?» Андреем Рахметовым: «Истинная красота женщины – в доброте ее сердца».
— Качества, которые вас раздражают в людях?
— Никогда об этом не задумывалась, мы ведь все не лишены недостатков. Пожалуй, мне не по душе нечестность, пессимизм, тщеславие и грубость.
— Что для вас совесть, счастье, верность, добро?
— Совесть – внутренний голос, который нас либо обвиняет, либо дарит чувство радости, в зависимости от того, какой поступок ты совершил. Добро – это дар другому. Верность сама по себе не дается человеку, ее нужно воспитывать. Счастье – это любить то, что имеешь.
— Ваши увлечения?
— Очень люблю читать. Моя настольная книга «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. После очередного прочтения у меня всегда возникают новые и неизвестные до этого чувства. Также много читаю познавательной и психолого-педагогической литературы. Советую учителям прочитать книгу Белухина «Мифы и легенды педагогики». Она поможет увидеть свою педагогическую деятельность со стороны.
— Чем сегодня обеспокоена ваша душа?
— Людским равнодушием, которое, к сожалению, стало частым явлением в нашей жизни.
— Охарактеризуйте себя в двух словах.
— Самая обаятельная и привлекательная (смеется).
— Спасибо, Ирина Николаевна, за увлекательную беседу.