Последний вылет летчика Томильченко

Многолетний процесс поиска боевой авиамашины времен Великой Отечественной наконец-то для поисковиков увенчался успехом.

В Торжокском районе за деревней Трубино обнаружен военный самолет с пилотом. Сейчас участниками Тверского регионального отделения «Поисковое движение России» – «Авиапоиск 69» из Твери, Калашникова, Кувшинова, поисковиками Москвы, Волоколамска и «Центра современной истории» г. Москва, при поддержке и помощи главы Яконовского с\п Торжокского района, неравнодушных местных жителей, дачников д. Трубино Торжокского района, кувшиновских благотворителей – депутата Думы Кувшиновского МО Василия Инькова, предпринимателей Николая Жукова, Юрия Аввакумова, Сергея Новикова, Юрия Шмычкова ведутся активные раскопки на месте падения воздушной машины и устанавливаются исторические факты ее крушения и гибели летчика. В ходе поисковой операции становятся известными важные и неоднозначные обстоятельства.
– Восемь лет мы искали этот военный самолет, каждый год ходили в поисковые экспедиции. Информацию о нем получили от поисковиков Ржева. Изучали, анализировали, предполагали… Два года назад получили данные военных документов из Москвы. Оказалось, место его падения намного выше относительно реки Осуги. С лета нынешнего года, ориентируясь уже на новые полученные сведения, плотно приступили к поискам… Предполагаемое место находится в пойме реки, русло которой ушло, сдвинулось со временем на 200 метров, и пойму полностью залило водой из-за этого. Два месяца трудились – разведка, шурфы… Думали, сопоставляли – перекопать пойму 2 километра или идти по следу его предположительной траектории падения? В итоге выбрали второй путь, и оказались правы. Определив примерную точку соприкосновения самолета с землей, высчитав его маршрут при падении, дошли до места и начали копать, сплошной ил и наносной грунт на глубине трех метров. Стали находить отдельные малые части авиамашины, обнаружили фрагмент фюзеляжа с номером самолета, номерной орден. Очень глубоко «зарылся» самолет. Сделали большой раскоп. И вот с очередной экспедицией в составе сводных поисковых отрядов, поисковиков Москвы, специалистов Московского центра истории, благодаря помощи тех, кого назвали выше, мы уже начали поднимать самолет, его крупные фрагменты, нашли останки пилота, элементы его личных вещей. По пилоту сейчас изучаются архивные данные. Среди старожил местного населения ходили слухи, что в годы войны якобы лётчики, базировавшиеся на данном военном аэродроме, поднялись в небо то ли по причине учебного боя, то ли из-за ссоры, и случилась трагедия.
Есть предположения, и они, кстати, уже подтверждаются документально, что погиб летчик Томильченко во время учебного боя, военные пилоты часто проводили их с целью оттачивания мастерства и тактики. Есть также предположения о том, что погибшему летчику Томильченко установлена мемориальная плита. Поэтому сейчас коллеги-специалисты из Центра военной истории будут помогать нам, чтобы идентифицировать найденные останки пилота, выяснить, на самом ли деле это летчик Томильченко. Мы продолжаем работать на месте раскопок, специалисты изучать факты. Есть и отдельные справочные данные военного архива. Поднимем все фрагменты боевой машины, будем искать родственников погибшего пилота, чтобы с военными почестями предать его земле, передать родным обнаруженные его личные вещи и награду – орден Боевого Красного Знамени. Вахта памяти не останавливается. Глубокая благодарность всем, кто помогает нам, в том числе техникой. Место раскопа далеко от трассы, даже дорогу прокладывать пришлось, и разрыли мы большой участок, вручную не осилили бы. Как только клич кинули, многие откликнулись помочь. События военной истории восстанавливаем, память сохраняем, героев наших из небытия возвращаем, а вместе благие дела легче делать, – рассказал в беседе с нами руководитель поисковой группы «Земляки», местного отделения РВИО Виктор Макаров.
А вот данные из Центрального архива Минобороны (ЦАМО) г. Подольск, которые озвучил представитель Центра современной истории Сергей Катков:
– 157-ой истребительный авиаполк 256-ой истребительной авиадивизии. 26 января 1943 г. Акт обследования летного происшествия. ЛаГГ-3 №3079, который и нашли поисковики, младший лейтенант Томильченко, катастрофа. ЛаГГ- 3 №3584, уже другой номер, другой самолет, капитан Овчаров, поломка. Обстоятельства. ЛаГГ-3 №3079 – Томильченко, выпуск 2 июня 1942 г., налет 130 ч. 28 мин, мотор ПФ 1009, выпуск июнь 42-го, завод 26, налет 86 часов. Уже, получается, мотор был переставлен на самолете. То есть, с завода он ушел с одним номером, а здесь у самолета и налет в 2 раза больше. Обстоятельства. Учебный тренировочный полет, воздушный бой в районе аэродрома Коробово. Четыре ЛаГГа -3 против четырех Яков — 1. Моделировали бой, так называемую «собачью свалку». Ведущий капитан Овчаров, набрав высоту, на высоте 3 тыс. метров заходил для очередной атаки, сзади снизу, под углом 50-60 градусов ему был нанесен удар, предположительно, винтом, удар нанесен мл. лейтенантом Томильченко. После удара самолет Томильченко перешел в штопор и врезался в землю. Капитан Овчаров с отбитой левой частью стабилизатора и руля глубины произвел посадку на свой аэродром. При этом, предположительно, Томильченко получил удар от осколков самолета Овчарова и потерял сознание. Прыжка с парашютом, соответственно, не было. Сведений о том, извлекли ли летчика из земли, в описании фактов расследования никаких не было. Поэтому, легенда о том, что якобы советский летчик сбил другого советского летчика из-за ссоры, жены – это вымысел. А вот факт столкновения двух советских самолетов во время учебного боя остается фактом.

Он отметил, что так же будет предоставлена официальная справка из Центрального архива по этим обстоятельствам и по обнаруженной награде Томильченко. И, конечно же, предать земле со всеми почестями военного летчика нужно там, где сейчас находится мемориальная доска в честь него. Часть найденных личных вещей летчика разместят на выставке военных экспонатов в ЦАМО г. Подольск.
Военная авиамашина находилась в земле 80 лет. Теперь ее фрагменты станут новыми живыми свидетелями Великой Отечественной в военной экспозиции «Чтобы помнили» РДК г. Кувшиново, кстати, отдельные артефакты с места раскопок уже выставлены на экспозиции, и она будет пополняться ими. Останки героя-пилота, за плечами которого славный боевой путь, а высокая награда – орден Боевого Красного Знамени – яркое этому свидетельство, теперь обретены и с воинскими почестями будут захоронены. Будущее невозможно без прошлого, без святой памяти о предках-победителях. И ради этого необходимо вести эту тяжелую поисковую работу. До последнего солдата, возвращенного из небытия.
О том, как дальше будут развиваться события в ходе поисковой экспедиции по извлечению из земли военного ЛаГГа-3 и останков пилота, мы обязательно расскажем на страницах газеты.

Анна ТЕРЕНТЬЕВА


Оставить комментарий или два

Главные новости сегодня

УЧРЕДИТЕЛИ РЕДАКЦИИ: администрация Тверской области, администрация Кувшиновского района, Верхневолжская ассоциация периодической печати Тверской области.
УЧРЕДИТЕЛИ ГАЗЕТЫ: администрация Кувшиновского района и редакция газеты "Знамя".
Газета зарегистрирована в Управлении федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой коммуникации Тверской области. Регистрация ПИ №ТУ-69-00176.
Главный редактор - Чистякова А. Е.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
© 2011-2024 АНО "Редакция газеты «Знамя»" . Все права защищены.
АДРЕС ИЗДАТЕЛЯ И РЕДАКЦИИ: 172110, город Кувшиново Тверской области, ул. Октябрьская, д. 28.
Контактный телефон: +7(48257)4-43-88(факс).
Электронная почта
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте kuvznama.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АНО "Редакция газеты «Знамя»", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
По вопросам приобретения авторских прав обращайтесь через форму обратной связи.
Scroll Up