Посеем в душах детей добро и человечность
- Суббота, 15 апреля 2023, 18:50
- Образование, Религия
- Нет комментариев
Чему учить и как воспитывать? Как научить ребенка любить Отечество, ближнего, почувствовать свою самобытность, приобщить к национальной культуре и традициям? Где и в чем детям искать нравственные опоры и образцы, источники добра и красоты? Как не потеряться ему в мутном потоке жизни, подчас злом, бездушном и развращенном мире? Ответы на эти животрепещущие вопросы искали участники встречи – руководство, представители органов местного самоуправления, районного отдела образования, школ города, района, духовенства, общественности, социальных, культурных и молодежных организаций на заседании координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков Кувшиновского района, состоявшемся в конце марта нынешнего года.
Открыла встречу глава района Анна Никифорова. Она отметила, что обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Результат, который нам необходимо достичь в воспитании подрастающего поколения – это помочь детям усвоить вечные человеческие ценности – милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру, неприятие зла, позитивное отношение у окружающему миру, к себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Елена Иванова, зам. директора по ВР КСОШ №1, рассказала и показала с помощью видеопрезентации, как духовно-нравственно воспитываются обучающиеся школы №1. Работа содержательная и насыщенная – социальное волонтерство, эковолонтерство, патриотическое волонтерство, соучастие детей в программе развития социальной активности «Орлята России», открытие в ОУ российского движения детей и молодежи «Движение первых», приобщение к труду, профориентация, созданные условия для творчества детей, занятий физической культурой, сотрудничество с приходом преп. Амвросия Оптинского (классные часы, беседы священника с ребятами), участие детей в соцпроектах, культурных программах, экскурсиях… Елена Викторовна акцентировала, что коллектив педагогов школы ведет усиленный и целенаправленный процесс по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию школьников. «Дети, сидящие сегодня за партами, смелые и самоуверенные, активные, поколение Next, которые ни дня не могут прожить без интернета, мобильного телефона. Часто им кажется, что они осведомлены чуть ли не во всех областях жизни. Нередко мы видим с их стороны переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, неумение чувствовать и нежелание размышлять. Чтобы не потерять целое поколение, мы обязаны духовно-нравственно воспитывать детей, чтобы они, сохранив свою идентичность, духовность, генетический код своего народа, сменили нас, стали нашим достойным будущим», – заметила Елена Иванова.
В числе основных задач воспитательной работы в КСОШ №2 – формирование духовно-нравственной личности, развитие творческих способностей детей, сохранение и укрепление национальных традиций. Зам. директора по ВР Татьяна Покровская пояснила, что реализуются эти задачи следующим образом. Организуется работа с детьми на основе: русской народной культуры – проведение культурологических профильных смен в летнем школьном лагере, когда дети 21 день погружены в атмосферу народных традиций, русской культуры (конкурсы, народные праздники…), художественно-эстетического творчества (рисунки, поделки…), краеведения (экскурсии, исследовательские проекты, кружки, игры, квесты…), добрых школьных акций, общих дел, встреч с интересными людьми, сотрудничества с районным Советом ветеранов, настоятелем местного православного прихода, приобщения к миру искусства (детский театр), разговоров о важном… «Школа должна стать для детей «школой воспитания добрых чувств», тогда мы сможем воспитать достойных граждан своей страны. В Год педагога и наставника не могу не вспомнить великого педагога В.А. Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперед – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей», – резюмировала Татьяна Покровская.
А как же на практике претворяются в жизнь главные цели и задачи данного плана, Стратегии? Об этом с участниками встречи поделились педагоги, заместители директоров школ по воспитательной работе.
Руководитель роо Наталья Жукова сказала, что ключевая роль в решении рассматриваемого вопроса отводится системе образования. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России – это своего рода социальный заказ для образования. Безусловно, школа должна работать в этом направлении. Но не стоит думать, что для достижения цели – дать детям нравственные ориентиры, достаточно только школьного воспитания. Решить эти задачи возможно лишь во взаимодействии с семьей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как, во-первых, далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причем не только так называемые «неблагополучные», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом – полная чаша, где у детей есть все.., все, кроме родительского тепла и внимания. Во-вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается убеждение, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все. Школа должна лишь дополнять семейное воспитание, подтверждая и укрепляя то доброе, что дети слышат от родителей. Во всяком случае, так должно быть в идеале. В реальности же в молодых семьях вопросы воспитания духовности, нравственности не считаются важным и зачастую вызывают лишь недоумение». Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за духовность и нравственность своего ребенка, вести поиск педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей.
– В связи с этим особую значимость сегодня приобретает деятельность по разработке и реализации в школе педагогических условий, необходимых для создания целостного воспитательного процесса, а именно, таких условий, когда пример педагога накладывается еще и на пример родителей. Таким образом, чтобы активно работать, решая поставленные обществом, государством задачи, на территории нашего района реализуется межведомственный план реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей.Среди его основных исполнителей – администрация района, отделы образования, культуры, молодежи и спорта, служба соцзащиты. В ходе реализации Стратегии осуществляется информационно-методическое сопровождение, формирование института наставничества и духовно-нравственного просвещения педагогического сообщества, формирование традиционных ценностей, моральных и этических норм у детей и молодежи, содействие укреплению семьи, формированию педагогической культуры и просвещения родителей, – обратилась к собравшимся руководитель роо Наталья Жукова.
Главный специалист по работе с молодежью в Кувшиновском районе Ольга Зубкова акцентировала, что год назад в районе был создан Молодежный совет – объединение юных, активных ребят, участвующих в общественной жизни города, района. Представители Совета постоянно развиваются и в духовном, и в гражданском плане, с радостью занимаются добровольчеством, помогая кувшиновцам, который нуждаются в поддержке, объединяются для добрых, полезных и значимых для малой родины дел. Молодежное объединение нацелено расти и дальше, у него много новых благих планов.
Своим опытом, перспективами уроков и внеклассной работой по литературе в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся поделилась с присутствующими учитель русского языка и литературы Прямухинской СОШ, хранитель музея рода Бакуниных Марина Черненок. Она отметила, что уроки литературы – это не часы в расписании, а уроки жизни. Именно на них формируются нравственные устои школьников, воспитываются их взгляды и убеждения.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. И именно русская литература создает ценности, необходимые душе, является основой формирования духовных ценностей. Рассказала о произведениях, изучаемых школьниками в 5-11 классах, которые сами по себе содержат огромный нравственный потенциал, о разговорах с детьми о нравственных ценностях, писателях – образцах высокой культуры, об использовании уникальных материалов музея во внеурочной деятельности, о проведении уроков литературы и уроков-экскурсий в музее, поисково-исследовательской деятельности с ребятами, о работе школьной медиастудии «Прямухино» (создание краеведческих и литературных документальных фильмов), подготовке юных экскурсоводов по музею… «Убеждена, что, создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии с социумом, мы сможем сохранить духовное здоровье подрастающего поколения», – сказала в заключение доклада Марина Юрьевна.
Озвучил свои мысли по духовно-нравственному воспитанию детей и настоятель храма преп. Амвросия Оптинского иерей Михаил Григорьев. Вот отдельные тезисы его обращения.
– … В дореволюционной России основным стержнем духовно-нравственного воспитания детей являлась православная вера в Бога, после революции, когда церковь была насильственно отделена от государства, основой воспитания детей служили идеи социализма о всеобщем равенстве и благе трудящихся, в настоящее время как таковой основы и вовсе не наблюдается. И в современных условиях, я считаю, необходимо выработать такую программу образования, которая делает основной акцент не на получении общих знаний о предметах нашей жизни, а именно на нравственном воспитании детей
– Возможно ли отделить нравственное воспитание от воспитания религиозного? Вопрос этот стоит в прямой зависимости от того, признаем ли мы возможным заменить в понятии о добре и зле авторитет Высшего Разума авторитетом той или иной воспитательной силы. Здесь я, конечно же, не имею ввиду, что в общеобразовательных школах нужно вводить закон Божий, в современных реалиях жизни и состоянии нашего общества это просто невозможно. В чем добро и в чем зло, эту задачу дети могут и самостоятельно решить. Они представляют собою почву, на которой окружающая среда может посеять те или другие семена. И здесь очень важно рассматривать именно состояние сердца ребенка, как почву, сформировавшуюся под влиянием тех или иных факторов его жизни, не столько само духовно-нравственное слово. Зачастую мы видим, что ребенок уже пришёл в школу имеющим воспитание, и его мы должны уже не столько воспитывать, как перевоспитывать, что, конечно же, усложняет задачу учителя.
– Разумея под нравственным воспитанием все то, что дети делают сами для самих себя, и то, что учитель делает для них с целью приблизить их к идеалу нравственного совершенства, мы по необходимости должны в вопросе о нравственном воспитании остановиться на двух факторах нравственного развития – учителе и ученике, так как третий фактор, влияние среды и условий жизни, приходится рассматривать сквозь призму указанных деятелей.
– Стремление приблизить детей к нравственному совершенству по образу Божиему заключает в себе непременное требование: научить детей нравственно воспитывать самих себя, когда учителя перестанут их воспитывать. Первым фактором в деле нравственного воспитания является сам учитель… Любовь учителя к ученику – это такая великая сила, что она открывает пред ним целую область явлений, недоступных самому проницательному постороннему наблюдателю.
– «Вот тот плуг, которым можно поднять нашу «новь», – говорит знаток человеческой психологии Ф. М. Достоевский: прежде чем проповедывать людям, как им быть – покажите это на себе. Исполните на себе сами, и все за вами пойдут».
– Учитель должен воспитывать, но беда, если он забудет, что главным деятелем воспитания должен быть сам ребенок, без его участия пропадет все дело воспитания. Воспитатель в этом случае не должен быть господином и повелителем, а должен занимать место руководителя и указателя, должен воспитывать к самовоспитанию: воспитанник должен сознавать свой рост и развитие, как свое собственное дело, по отношению к которому воспитатель стоит в стороне, как советник и помощник…
– Прощать же детям многое необходимо потому, что ненормальность поведения и неуспешность учащихся заключается часто не в недобросовестном отношении к делу, а в психофизической природе школьника, на которую наши педагоги не обращают обыкновенно достаточного внимания… Прибегая к помощи статистики, психологи приводят целый ряд данных, доказывающих, что отличительные черты характера родителей, их свойства, качества, наклонности и страсти возрождаются в их детях, и, притом, в более сильной степени. Следовательно, если мы хотим дать правильную оценку той или ной личности школьника, уяснить себе ход ее развития, понять, отчего данный характер сложился так, а не иначе, должны принять во внимание влияние и пример родителей, наследственность и подражательность активную и пассивную. Мы знаем, каковы бы ни были наклонности, которые имеют школьники, они не уничтожают всецело того, что составляет сущность человеческой души – воли с ее свободой. Следовательно, всегда остается возможность влиять, нужно лишь открыть секрет этого влияния…Одно из самых важных правил нравственного воспитания заключается в следующем: нет ребенка, совершенно лишенного какой-либо из существенных наших способностей, и терпеливый, настойчивый учитель сумеет всегда достичь результата, даже по-видимому от самой неблагодарной натуры.
– Укрепление в детях воли посредством известных упражнений составляет первый шаг в деле нравственного воспитания детей школьного возраста. Добиваться, чтобы ребенок во что бы то ни стало понял и уяснил себе требование нравственного идеала, что по своему развитию он не способен еще сделать, едва ли желательно. Достаточно, чтобы он почувствовал всю привлекательность этого требования, проникся его духом. Постоянные упражнения воли несомненно приведут к благоприятным результатам в·нравственном отношении и, наоборот, игнорирование этим упражнением приведет к атрофии детской психики. Именно с этой точки зрения дисциплина и является нравственно-добрым средством воздействия на детей, а ее разрушение, чем так богата современная школа, – нравственно-злым.
Итогом встречи стал не только глубокий анализ той сегодняшней работы, которую проводят школы, общественные и социальные организации района по воспитанию юного поколения кувшиновцев, но и выработка курса рекомендаций по продолжению этой важной деятельности. В том числе поддержка деятельности клубов, объединений духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности, проектов, инициирование работы инновационных площадок, практика проведения научно-практических конференций, инновационные формы в работе с детьми, создание условий для деятельности детских общественных организаций, межведомственное сотрудничество социальных институтов и госструктур, социально-педагогическое партнерство и другие.
Уважаемые читатели, кувшиновцы! Приглашаем вас активно подключиться к обсуждению темы духовно-нравственного воспитания наших детей, к откликам к данной статье на страницах газеты и в сети интернет. Свои письма с предложениями, мнениями, рассуждениями можете присылать в адрес редакции: ул. Октябрьская, д. 28, по электронной почте E-mail: znama_kuv@mail.ru, в группу ВК:vk.com/kuvznama, на сайт: http://kuvznama.ru (рубрику «Образование»). С полными текстами докладчиков-участников Совета можно ознакомиться на сайте газеты «Знамя» в рубрике «Образование».
Анна ТЕРЕНТЬЕВА