ОНА ЖИВЕТ С НЕВИДИМЫМ СОЛНЦЕМ ВНУТРИ
- Четверг, 13 сентября 2012, 14:11
- Люди
- Нет комментариев
С нашей сегодняшней героиней, дорогие читатели, я знакома давно, еще с тех времен, когда трудилась на педагогическом поприще. Человек она незаурядный, необыкновенно интересный, творческий и очень скромный. Но даже за всей ее стеснительностью, нехотением выставлять свои таланты напоказ, все, кто с ней общается, невольно чувствует свет и тепло, исходящее от этой женщины. Будто живет у нее внутри солнышко, и его лучи согревают, освещают и радуют окружающих. Она очень тонко чувствует и замечает красоту мира, мимо которого мы проходим каждый день, мастерски и с любовью умеет передать эту красоту через фотоснимки, донести ее в словах ребятам на уроках. В этом году она стала победителем творческого конкурса им. Ю. Козлова в номинации «Фотоработы», за многолетний и добросовестный педагогический труд награждена Почетной грамотой губернатора Тверской области.
Учитель русского языка и литературы Прямухинской школы М. Черненок делится с нами сокровенным о себе и своем творчестве.
-Марина Юрьевна, есть расхожее мнение о том, что все начинается с детства. Каким оно было у вас? О чем вы мечтали, чем любили заниматься?
— Раннее детство прошло в Осташкове на Селигере. До сих пор оно оставило в душе самые яркие впечатления. Когда мне было семь лет, родителей (они оба ихтиологи – специалисты по рыбному хозяйству) перевели работать в Конаково. Там тогда открывался научно-исследовательский институт, где мама трудилась директором 29 лет.
В школе училась хорошо, нравились география и английский язык. Любимым занятием было чтение: в десять лет я уже прочитала всего Жуля Верна, мечтала быть капитаном дальнего плавания, позже – гидробиологом. Писала стихи сомнительного качества, посылала их в «Пионерскую правду». Стихи мои так и не напечатали, сказали мне, что писать нужно не о приключениях, а о современной жизни. Окончила музыкальную школу по классу фортепьяно. Любила ездить в пионерские лагеря. Именно там в 70-е годы впервые услышала бардовские песни и была очарована ими. Среди подруг была лидером, организовывала разные тайные общества со своими правилами и гимном.
— Почему ваш выбор пал на учительскую профессию?
— Самое странное, что эту профессию я не выбирала: она, наверное, выбрала меня сама. После школы я поступала на факультет иностранных языков: любимый английский сдала на «пять», а литературу, как ни смешно, почти завалила. На экзамене достался вопрос о «Молодой гвардии», которую я честнейшим образом читала, но содержание почему-то никак не могла запомнить. Экзаменаторы мне не поверили, и в результате – не прошла по конкурсу, не хватило полбалла. Год проработала лаборантом у матери в институте, поездила по Волге и Иваньковскому водохранилищу на катере, разбирала всяких моллюсков и водоросли. А на следующий год пошла на филологический факультет. Считаю, что это — судьба. Студенческие годы – незабываемые моменты жизни. О том, что поеду трудиться в деревню, не думала. Посещала вместе с друзьями студенческие научные общества, клубы, участвовала в конкурсных творческих вечерах, застала Всесоюзный фестиваль киноактера в Твери, ходила на творческие встречи с известными актерами – Янковским, Костолевским, пересмотрела все фильмы Тарковского и Михалкова. Училась при этом хорошо, одна тройка в дипломе по научному коммунизму (был тогда такой обязательный для всех госэкзамен). В деревню поехала по распределению, как и две мои подруги. Хотелось вырваться в самостоятельную жизнь. Так я и оказалась в Кувшиновском районе. Помню, как принимали тогда молодых специалистов в здании очно-заочной школы, где сейчас находится отдел образования. Тамара Васильевна Удовенко, бывшая в то время инспектором, в своем приветственном слове пожелала, чтобы кувшиновская земля стала для нас родной. Я тогда и предположить не могла, что эти слова напрямую отнесутся ко мне. А вот осталась и тружусь здесь уже 28 лет! С ума сойти… 24 года отработала в школе в Борке: учителем, пионервожатой, библиотекарем. Потом стала завучем, затем — директором. В Прямухинской школе исполняю обязанности заместителя директора по воспитательной работе; кроме преподавания русского языка осваиваю еще проведение уроков информатики. Пресловутая реструктуризация школ, которую все так ругают, стала для меня благом: мне очень нравится Прямухинская школа, прямухинская земля и прямухинские люди. Здесь я будто второе дыхание ощутила в работе: наверное, в этих местах какая-то особенная аура, навеянная бакунинским культурным слоем…
Я стала активнее участвовать в педагогических конкурсах и в других творческих мероприятиях, в жизни школы, поселения, района. Недавно полученная награда от губернатора, конечно, прибавляет энергии и вдохновения в работе.
— Расскажите о творческих увлечениях, как раскрываете свои таланты?
— Во-первых, учу детей понимать настоящую поэзию. Это, согласитесь, тоже требует определенного творческого таланта. Стараюсь помочь школьникам понять, что филология самая интересная штука в мире. Из увлечений на первом месте – фотография: занимаюсь ею очень давно и серьезно. До сих пор храню старенькие фотоаппараты «Зенит» и весь старинный антураж для черно-белой фотографии – выбросить жалко, ведь на этом я училась. Многие ошибочно думают, что для хорошей фотографии достаточно иметь цифровой фотоаппарат – это далеко не так. Здесь есть еще множество нюансов: цвет, свет, ракурс, момент…
С 1996 года, когда мне случилось быть с детьми на областных коммунарских сборах, стала осваивать гитару: из слушателя авторской песни превратилась в исполнителя. Сама сейчас стихов не пишу, впрочем, могу зарифмовать несколько строк, допустим, для школьных спектаклей. В этом направлении разработала элективный курс для старших детей, ребятам нравится.
— В чем черпаете вдохновение?
— Во всем, что окружает. Особенно вдохновляет прямухинская гармония: кажется, что здесь даже соловьи поют по-другому, и цветы цветут ярче.
-Вы тратите жизнь на дела, которые приносят удовлетворение?
— Безусловно, а как же иначе? Поездки к друзьям, встречи на природе, походы в лес, занятия с детьми, творческие дела, экскурсии в Крым, копание в огороде – все это приносит только положительные эмоции. До недавнего времени еще и общение с собакой.
— Сегодня многие живут по шаблону, стремятся к выработанным в обществе идеалам. Вы строите жизнь по своим правилам?
— Мой университетский учитель и близкий друг как-то сказал: «Постараемся жить по совести, а остальное – приложится». Стараюсь следовать именно этому совету. Для меня важно не столько общественное мнение, сколько мнение тех людей, которых я уважаю. Как говорится, «Мне нравится, когда меня ругают люди, которые мне не нравятся». Считаю, что каждый человек должен быть похож только на самого себя, в этом его уникальность.
— Знакомо ли вам чувство неуверенности?
— Конечно, раньше я была жутко закомплексована: лишний раз по телефону боялась позвонить и что-то спросить. Но жизнь заставила измениться: после 6 лет директорства в школе научилась всему, и неуверенность практически исчезла.
— Счастье – величина непостоянная. В какие минуты вы бываете счастливы?
-Когда близкие люди тебя понимают.
— Лучшее средство от депрессии у вас есть?
— Заняться чем-то, не требующим интеллектуальной деятельности, — покопаться в земле, разобрать от мусора балкон…, и еще — позвонить друзьям и поплакаться в жилетку.
— Вы фантазерка или реалистка?
— Уже не ярая фантазерка, но еще и не законченная реалистка, скорее, идеалистка. Верю в доброжелательность всех окружающих меня людей. Это помогает в жизни, ведь все равно хороших людей на свете больше, это я знаю точно.
— От чего зависит ваш позитивный настрой?
— От доброго слова близких сердцу людей.
— Какая вы по характеру?
— Подвержена резким сменам настроения. Отзывчива, если дорогой мне человек позовет – горы для него сверну. В работе для меня важно вдохновение. Умею интуитивно чувствовать окружающих. Не выношу громкой музыки и нынешних развлекательных телепередач. Характер мягкий. Легкомысленно отношусь к деньгам, поэтому у меня их никогда нет.
— Марина Юрьевна, вы нашли свое место в этом мире?
— Думаю, что скорее да, чем нет. Менять ничего не желаю. Иногда, конечно, размышляю о том, что все мои сокурсники-филологи — кто-то преподает на факультете, кто-то трудится в газете, кто-то – в Штатах, а я -в деревне. Но тут сразу вспоминается один старый фильм «Это мы не проходили». Там молодая учительница, приехавшая на практику, объясняет свое желание вернуться домой такими словами: «Я хочу, чтобы меня узнавали соседи. Хочу, выходя из дома, слышать: «Здравствуйте, Ирочка! Вы все хорошеете?», «Здравствуйте, Иван Иванович! Как ваша нога?». И на душе становится спокойно: меня в родном селе знает не то что каждая собака, но и кошки бегут следом… Поэтому есть огромное желание быть полезной обществу, родному району, есть стремление трудиться больше и лучше на педагогическом поприще, чтобы наша школа развивалась и процветала. Уверена, от моих уроков в сердце у детей обязательно останется светлое и доброе. Ведь ничего, кроме родного языка и литературы, не формирует человека само собой, исподволь. Если человек – филолог, то он умеет видеть в жизни прекрасное, а если он еще и хороший учитель, то он не может не научить каждого ребенка, даже самого невоисприимчивого, увидеть это прекрасное.
— Если бы вас попросили сфотографировать свою мечту, что было бы на снимке?
— Море, скалистый берег, костер, друзья и гитара.
— Ваши творческие планы?
— Хочу сделать что-то большое и интересное, пока о планах не рассказываю, они конкретизируются, когда начнется текущая работа. К примеру, на празднике Бакуниных мы с коллегами ставили для потомков рода музыкально-литературную композицию, все были до слез тронуты постановкой. Это очень интересная творческая работа. Будем творить дальше.
Любимый афоризм, высказывание: Dum spiro, spero! (Пока живу – надеюсь!).
Самый яркий писатель, поэт, художник: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Клод Моне.
Самое важное человеческое качество: чуткость, сопереживание.[/quote]
А. ЧИСТЯКОВА.