Наставник духовный, пастырь добрый
- Вторник, 14 февраля 2023, 10:00
- Люди, Чтобы помнили
- Нет комментариев
(памяти о. Анатолия Волгина)
Знакомство с батюшкой о. Анатолием Волгиным началось с моего крещения. Храм в Васильково, его росписи, сам обряд крещения – всё это завораживало и радовало маленькую детскую душу семилетнего ребёнка… Библия в гравюрах Доре, по которой муж моей крёстной Юрий Михайлович Бомм вводил меня в удивительный мир христианства, кажется сейчас удивительной доброй сказкой детства… Жизнь прихода помаленьку вовлекла меня в православную общину и её кипучую деятельность…. Воскресная православная школа для детей, которая была организована в Кувшинове в бывшем детском садике. Занятия проходили 2 раза в неделю по будням. Они проводились тремя удивительными девушками-художницами – выпускницами одной из ремесленных школ Холуя и Палеха. Эти барышни рисовались мне в моём детском сознании христианками-девами необыкновенной красоты, и, действительно, манера их речи, доброта, которые они излучали, всё это оказывало впечатление. До сих пор помню их имена – Ксения Леонидовна, Елена Владимировна и, конечно же, дорогая моему сердцу Надежда Георгиевна, которая очень много дала мне и сделала для меня. У батюшки эти юные дарования постигали школу иконописи, и жизнь в церковной общине, по его собственному выражению, обустроенную на манер первых христианских общин. Занятия в детской Воскресной школе состояли из двух частей: теории и практики. На теории нам рассказывали об обустройстве храма, жизни церкви. А практика предполагала рисунки: первые христианские символы, раскраски с изображениями сотворения мира, святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Помню чудесный вертеп-раскладушку с волхвами и пещерой, где родился Христос, которую мы готовили к празднику Рождества на занятиях в ВШ, рассказы об удивительном мире икон, где всё пронизано символизмом и нет ни одной лишней детали, всё что-то да обозначает… Иногда к нам на занятие приходил батюшка, нас к этому готовили, и это было элементом чудесного действа Воскресной школы… Отдельным праздником было участие в Рождественском спектакле. Это необычайное театрализованное действо, которое могло обыгрываться по-разному каждый год. Одна из постановок – это минитеатр: сделанный дворец с окошками, дверями и своей мини-сценой, на которую выплывали или выходили куклы под оригинальную магнитофонную запись многоголосного текста. Текст и озвучка были придуманы первыми доброхотами общины, приехавшими вместе с отцом Анатолием в Кувшиново. Мы, ученики Воскресной школы, руководили этими куклами за ширмой. Какой восторг это вызывало! Ощущение неподдельного детского счастья, радости и праздника! Отец Анатолий был генератором творческих идей и жизни в приходе, везде участвовал и вовлекал в эту жизнь свою общину… Он был умным, много знающим и разбирающимся в догматике, литургике, живописи, необыкновенно деятельным, трудолюбивым и горящим церковной жизнью человеком. Деятельность, любовь, подвиг, доброта, забота – это всё, к чему стремился и чем пытался жить отец Анатолий. Батюшка – так мы любили его называть. Батюшка. Да, я помню его идущим по тропинке из дома к храму на воскресную службу, помню его раздающим благословение прихожанам, которые поджидали его перед службой в храме и выстраивались в ряды для того, чтобы взять это благословение… Необыкновенной радостью и любовью было наполнено его лицо… Службы, да их было много, и они были долгими! Два храма в Василькове и в Кувшинове означали то, что в двунадесятые праздники и другие особо чтимые праздники совершалось две литургии. Сначала ранняя в Васильково, в настоящем каменном Храме Николая Чудотворца, а другая – в Кувшинове, в здании бывшего детского садика. Батюшка жил службами и церковными праздниками. Проповеди его долгие и содержательные. Проповедь перед исповедью, проповедь после Евангелия, проповедь перед крестом, сама исповедь – всё это занимало очень много времени и львиную долю от самого времени богослужения… Одну из главных задач отец Анатолий видел в просвещении и ознакомлении людей с жизнью церкви, отсюда и такие длинные проповеди. Батюшка очень много и часто служил, только спустя время понимаешь, какая это была нагрузка на организм, и какой любовью и верой надо было гореть… Помню, что воскресная служба начиналась в 8:30, заканчивалась в 13:00, но это не всё: обязательно водосвятный молебен и панихида, часто крещение, и бывало, ещё и венчание, в итоге в 15:30 можно только идти домой. Насколько лёгкими и непринуждёнными мне после этого кажутся городские службы или службы иных сельских приходов. Газета, которую выпускал батюшка, версталась им самим с его помощниками. Он, конечно же, пытался сделать её интересной и познавательной. Выпускалась она на цветной бумаге, что само по себе было уже необычно, содержание, действительно, познавательно и увлекательно с точки зрения человека, ищущего и интересующегося церковной жизнью. Паломнические поездки – знакомство со старинными русскими городами и монастырями – давали понимание русской истории, русской жизни и её неразрывность с русской православной церковью. Батюшка познакомил меня с русским домом. Что такое для меня русский дом? Это очень большое понятие и святое для каждого человека, который любит свою мать, свой дом, свою историю, свою страну. Частично могу описать это чувством спокойствия и умиротворения, которое накрывает меня, когда нахожусь в святых местах нашей родины и нашей церкви: будь-то храм Сергия Радонежского,где лежат его мощи, или храм Святой Софии в Новгороде, Псково-Печёрскую обитель и др. Помню, конечно же, и Оптину (где мы жили в скиту три дня), и Шамордино, и Серафимо-Саровскую обитель, и чудесный остров Валаам, где прожили неделю с посещением ранних монастырских служб с 3 часов ночи. Помню, как под конец недели житья на Валааме был так замучен недосыпанием, что, выйдя с монастырской гостиницы и направившись в сторону монастыря, я, было уже, передумал и повернулся назад, как вдруг выходит батюшка и говорит мне: «Ты куда?» Я не в силах сказать, что устал, тут же пошёл с ним на утреню… Стоя на службе, видел уже зайцев, лисиц, волков и себя стоящим в лесу… Вдруг за плечо меня взял монах и сказал, что лучше мне будет пойти спать, и попросил батюшку отпустить меня… Дни жизни на острове были настолько насыщенными и интересными, как впрочем и все паломнические поездки, что вспоминаю то время с большой благодарностью… Надо ещё сказать самое главное об отце Анатолии и его матушке Нине. Отец Анатолий был не только священником, но и замечательным иконописцем с большими знаниями о догматике икон. Он систематизировал свои понятия, и у него даже есть работа на эту тему. В своё время я тоже пытался обучиться этому ремеслу, но со мной не получилось. Но зато, как мне кажется, когда вижу труды Андрея Рублёва, работы мастерской Дионисия, иконы новгородских мастеров или Византийскую мозаику, понимаю и люблю эти труды чуть больше, чем человек, никогда не изучавший богословие иконы. Матушка занималось вышивкой и пыталась поделиться своими знаниями с женщинами кувшиновского прихода, для этого она тоже проводила занятия по вечерам, как и батюшка. Он, в свою очередь, сам вёл занятия для взрослых в вечерней Воскресной школе. И надо сказать, что это кипучая деятельность вовлекла в жизнь церкви неравнодушных и искренних людей, которые находили для себя утешение в стенах храма. Конечно, были и другие люди, воспитанные в твёрдой коммунистической идее материализма, которая преломлялась в их видении истории, отношении к церкви… И надо сказать, их было большинство. Мужики зачастую просто боялись не то что ходить на службу, но и заходить в храм, это же стыдно. Зачастую и до сих пор это живёт в людях, потому что светскость образования у нас в стране до сих пор поддерживается со школьной скамьи именно атеистической идеологией, разработанной и окрепшей в коммунистические времена.
Все, о чем я рассказал выше, все это мне подарила жизнь в составе прихода и знакомство с чудесной семьёй отца Анатолия, его матушкой Ниной, его дочерьми Анной и Ольгой.
Михаил Лебедев,
прихожанин храма преп. Амвросия Оптинского