Когда приходит вдохновение…
- Среда, 17 декабря 2014, 15:24
- Наша смена
- Нет комментариев
«Дорогая Татьяна! Поздравляю с выставкой – первой персональной! Отлично! Живо, но немного грустно!
Ничего не бойтесь, дерзайте. Помните, что живопись ревнива, она требует полной отдачи. Используйте больше светлой краски, и Ваши работы засверкают радостью. Больше пишите с натуры. Нет ничего правдивее, чем сама природа.
Радуйтесь каждой работе! Радуйте своих близких! Успехов Вам в творчестве, радости бытия и помощи Божией в делах земных и творческих!
Татьяна ХАРЧЕНКО, член международного Союза художников».
Это только один из отзывов (а их оставлено уже более десятка) на первую персональную выставку кувшиновской художницы Татьяны Гаморкиной. Ее живописные работы экспонируются сейчас в центральной районной библиотеке. На выставке представлена 21 картина – портреты, городские пейзажи, живописные зарисовки с натуры и полотна в стиле «творческой фантазии».
– Здесь все ваши работы? – спрашиваю у автора.
– Нет, только часть, – объясняет Татьяна. – Некоторые храню дома, что-то подарила друзьям, родным…
Вместе с сотрудником библиотеки Л.А. Терюшковой и Т. Гаморкиной идем по коридору, по обеим стенам которого развешаны «результаты» ее увлечения.
– Мне нравятся вот эти две работы, словно иллюстрации к книгам, – Любовь Анатольевна указывает на картины, исполненные в слегка затуманенном коричневатом тоне. – Вот эта, к примеру, – чем не Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского, а эта — Катерина из «Грозы» Островского… Манера изображения очень оригинальна.
– Такая техника называется «соус» – рисование тонированным углем, – поясняет Татьяна. – Работая над этими картинами, совершенно не думала, что они могут стать «иллюстрациями» к произведениям литературной классики. Просто рисовала…
Вот так – «просто рисовала». Но, рассматривая картины Т. Гаморкиной, понимаешь – не «просто», а с душой, с настроением. И это чувствуется, это «стоит» за каждым прикосновением уголька, за каждым мазком кисти. Богатый внутренний мир художницы заставляет вдруг остановиться у ее работ и задуматься о красоте и многогранности мира, частичка которого отражена в творчестве нашей землячки.
Начиналось все с … книжных картинок. Родилась и выросла Татьяна в Кувшинове. Как водится, в детстве рисовала. Карандашами переносила на бумагу иллюстрации из понравившихся книжек. В школе рисовала редко, но окончательно дело это не бросала…
Так и хочется сказать – увлечение рисованием захватывало больше и больше, сильнее проявлялось желание заняться «большой» живописью. Для Татьяны все было сложнее. Рисовать-то рисовала, но серьезный «уход» в творчество состоялся только тогда, когда она учились в техникуме, где карандаши сменили акварельные краски. Татьяна окончила местный ЦБТ и сейчас работает в ООО УК «Дом-Управ» бухгалтером-экономистом.
Интересное сочетание – сухие цифры и вдохновение творчества. Это напомнило давние студенческие споры о «физиках» и «лириках».
Татьяна же объясняет это прозаично:
– Надо зарабатывать на жизнь, ставить перед собой определенные цели. А что у тебя внутри – совсем иное. Это и выливается в картины…
Наша землячка не является художником-профессионалом. И эта выставка сложилась довольно спонтанно: попросили показать живописные работы, так сказать, широкому кругу людей – рискнула, показала.
Поэтому и к отзывам на творчество относится как к незаслуженной, в общем-то, похвале.
– Любой, кто не держал в руках кисти и краски, считает мои картины хорошими. Я же вижу в них немало недостатков. Например, на этой неудачно прописан мостик, – она показывает на одну из картин.
Автору, конечно, виднее. Но, на мой неискушенный взгляд, этот «недочет» не портит целостности жанровой зарисовки – беседки на островке посреди водоема…
–Я не профессионал, да и рисую не так часто, как может показаться, — продолжает Татьяна. – За лето написала всего две картины, в прошлом месяце – одну. Берусь за кисти только тогда, когда есть время и желание…
Позволю не согласиться с этим: профессионализм определяется не количеством написанного, а качеством созданного. Отзывы на творчество Т. Гаморкиной — это не похвала, это отражение мастерства художницы.
«Отлично, просто отлично! Желаю дальнейших успехов!» — так отозвался о работах Татьяны художник-оформительЧерных.
Этот всплеск эмоций вполне понятен: техника живописи у Татьяны весьма разнообразна. Правда, сейчас она работает больше маслом, но не отказывается и от акварели, пастели, карандашей, угольков для рисования.
В жанрах у нее есть свои предпочтения: большая часть живописных работ – портреты.
– Люблю рисовать лица, – признается художница. – Для меня в каждом лице есть что-то особенное, своя внутренняя красота.
– Все ваши портретные работы выполнены с натуры?
– Нет. Есть, конечно, портреты конкретных людей, но есть и собирательные образы…
Действительно, вряд ли у Татьяны была такая «натура» как последний российский царь Николай Второй и цесаревич Алексей, портреты которых представлены на выставке.
– Не скажу, что симпатизирую этому монарху. Много читала о последних днях Российской империи, в том числе и о семье последнего царя. Лично для меня он стал лицом падения монархии. Видела фотографии тех времен и в итоге решила написать портрет…
Так чтение помогло молодой художнице понять и отразить моменты русской истории в лицах. А я сделал вывод, что живопись не единственное увлечение Татьяны.
– Люблю историю, соответственно и историческую литературу, также русскую классику. Читать нравилось с детства, но вот в школе, – признается Татьяна, – к русской классике была холодна, отдавала предпочтение зарубежной. Но однажды мне в руки попала книга «12 стульев» Ильфа и Петрова, а затем произведения братьев Стругацких. С этого момента стала отдавать предпочтение русской литературе. Очень люблю прозу Владимира Набокова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Доктора Живаго» Бориса Пастернака…
Но главным увлечением, частичкой жизни у нее остается живопись.
Что же, пусть именно так и будет. Татьяна еще в начале своего пути – и жизненного, и творческого. Значит впереди, надеюсь, еще не одна ее персональная выставка. Пусть чаще к ней приходит вдохновение, и рождаются новые образы.
А. ВАСИЛЬЕВ.