ИЗМЕНЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- Понедельник, 22 апреля 2013, 14:47
- Образование
- Нет комментариев
Принятые в конце прошлого года новые положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся работы дошкольных учреждений, значительно меняют подход к дошкольной системе. Какие изменения в связи с новшествами происходят в работе ДОУ нашего района? Об этом мы беседуем с методистом по дошкольному образованию Кувшиновского роо М. Ю. Ершовой.
— Марина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о реализации основных положений закона в муниципальной системе дошкольного образования.
— В настоящее время мы совместно с районной администрацией работаем в соответствии с планом мероприятий по изменению в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки в Тверской области на 2013-2018 годы, разработанным на региональном уровне. Изменения в дошкольном образовании направлены на повышение эффективности качества услуг в этой сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту. Основные направления плана – это ликвидация очередей в детские сады через создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различного типа и развитие вариативных форм организации дошкольного образования, а также обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения, создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования. Обеспечить высокое качество услуг дошкольного образования предполагается через поэтапное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС), кадровое обеспечение, разработку и внедрение системы оценки качества.
— Стандарты уже введены в систему дошкольного образования?
— Сейчас Министерство образования и науки РФ их дорабатывает, идет обсуждение. С 1 сентября нынешнего года планируется все ДОУ перевести на работу по ФГОСам. Их внедрение будет идти поэтапно до 2016 года.
— В чем суть эффективного контракта?
— В соответствии с программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Правительством России, будет идти разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками, руководителями образовательных организаций дошкольного образования по установлению взаимосвязи между показателями качества предоставляемых услуг и эффективностью работы. То есть педагоги и руководство ДОУ будут работать на результат. Конечно, предполагается информационное сопровождение эффективного контракта и его отслеживание. Кстати, уже в первом квартале этого года педработники ДОУ получили увеличенную заработную плату за счет средств стимулирующего фонда в соответствии с качественными показателями своей деятельности.
— Какой ожидается результат?
— Обеспечение всех детей от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе — за счет развития негосударственного сектора, обновление основных образовательных программ с учетом требований ФГОС, повышение эффективности работы ДОУ, обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов.
— Начинают ли наши детские сады активно обновлять свою деятельность?
— Все дошкольные образовательные учреждения провели мониторинг качества предоставляемых услуг, работали с родителями, вырабатывали соответствующие рекомендации для них, корректировали и преобразовывали планы своей деятельности и учебные программы. Сейчас ДОУ №3 подал заявку в регион на участие в апробации модели проведения процедуры оценки качества дошкольного образования, то есть стал пилотной площадкой.
— Новые положения закона предусматривают выделение дошкольной системы в отдельную ступень образования и разграничение деятельности детских садов.
— В связи с этим все дети обязаны получать дошкольное образование в любой форме, в том числе — и с помощью альтернативных видов. Отмечу, что у нас в городе, районе успешно осуществляется дошкольное образование детей не только в детсадах, но и в группах кратковременного пребывания, организованных на базе РЦДТ и Заовражской школы, в группах предшкольной подготовки на базе школ №1, №2. Также в любом ДОУ родители могут получить бесплатную консультационную помощь по вопросам воспитания и обучения детей.
Важным новшеством является и то, что деятельность садов будет разграничена на предоставление образовательных услуг и на присмотр и уход за детьми. С 1 января 2014 года расходы на предоставление образовательных услуг, а это оплата труда педагогов, приобретение методических пособий, учебников и тому подобное, ложатся на региональный бюджет. К полномочиям муниципалитетов относится создание условий для надлежащего присмотра и ухода за детьми, содержание зданий дошкольных учреждений, обустройство прилегающих территорий.
Кстати, сейчас уже идет разработка регионального норматива финансового обеспечения общеобразовательных дошкольных программ и методика расчета норматива на реализацию услуг по присмотру и уходу за детьми.
— Марина Юрьевна, сколько детей сейчас стоит на очереди в детсад?
— На учете стоят 334 человека в возрасте от 0 до 7 лет. На 1 января 2013 года очередность, она подразумевает тех детей, которые пожелали получать дошкольное образование, но не попали в детсад, составляет 88 человек. Особо отмечу, что для ликвидации очередности в ДОУ у нас в городе, районе необходимо расширять сеть альтернативных форм дошкольного образования – семейные детсады, частные и тому подобное. Поэтому обращаюсь к частным предпринимателям, к людям, желающим заняться этим бизнесом, к многодетным семьям, у которых есть жилищные условия и позволяет площадь, не бояться и открывать дошкольные организации. Мы с удовольствием окажем необходимую организационную, методическую и консультативную помощь, будем тесно сотрудничать в этом направлении. Всех, кто заинтересуется этим предложением, прошу обращаться в районный отдел образования (телефон: 4-42-40).
Беседовала
А. СЕРЖАНТОВА.