ЧТО ЗА ЧУДО ШКОЛЬНЫЙ ДВОРИК
- Понедельник, 17 февраля 2014, 14:48
- Образование
- Нет комментариев
Предисловие
По роду своей деятельности мы, корреспонденты, встречаемся с разными людьми, посещаем разные организации, учреждения. Скажу откровенно, есть среди них и те, кто неохотно сотрудничает с газетой или идет на контакт. А есть и очень открытые люди, и учреждения, которые всегда рады поделиться новостями с газетой. Не сочтите, пожалуйста, за лесть и хвалу, просто, факты – вещь упрямая, с ними не поспоришь. Но я всегда с большим удовольствием посещаю Прямухинскую школу. В этом селе не только «воздух» особенный, пропитанный славным историческим прошлым, там и люди особенные. В школе и руководитель, и педагоги, и ребята очень дружные и увлеченные люди, любящие свою школу, свою малую Родину, энтузиасты и трудяги.
В очередной раз мы ехали в Прямухино по заданию редакции, и я решила заодно заскочить в школу, поинтересоваться, чем живет образовательное учреждения (ОУ)? Стоял морозный солнечный денек, небо такое голубое, что голова кружится, когда поднимаешь глаза вверх. Бегу по тропинке – спокоен и величественен Прямухинский парк. Вся природа как будто замерла в холодном январе. Вот и школьный двор – кругом чистота и порядок. Что за чудо – напротив входа стоит чуть заснеженная и поникшая от холодов пальма. Дальше виднеется плетень, декорированный колесом от телеги и старинными кринками. «Не иначе творческие «выдумщики» в школе снова что-то «творят», — подумала я.
Так оно и есть. Гостеприимные хозяева ОУ – директор С. Рудевич и учитель русского языка и литературы М. Черненок — стали наперебой рассказывать школьные новости. Оказывается, в Прямухинской СОШ продолжает реализовываться долгосрочный социальный проект «Мой школьный дворик». И несмотря на то, что за окном, зима, в школе кипит творческая работа: руководство и наставники со своими питомцами готовятся к весне, к воплощению очередных планов по обустройству школьного двора. Идея облагородить и украсить школьную территорию принадлежала С. Рудевич и зам. директора по хозяйственной части Ю. Новоселовой. Воплощает в жизнь ее вся школа – и дети, и учителя, и родители, помогает и местное население. Главными двигателями в этом деле также являются директор, «хозяйственник» и учитель технологии М. Чернышева, а также оформитель и руководитель проекта М. Черненок.
Работы по благоустройству территории начались в 2010 году. Был разработан план озеленения и облагораживания двора. Дети изучали основы ландшафтного дизайна. Группы школьников трудились по разным направлениям – юные художники, цветоводы, земледельцы, дизайнеры и т.п. В школе проводились опросы, конкурсы рисунков, собирались предложения детей и педагогов по составлению эскиза по обустройству двора. Затем все материалы обрабатывались, был выбран индивидуальный стиль эстетического оформления, закуплены семена растений для украшения интерьера. Началась работа, конечно, с тщательной уборки и очистки территории. Учителя с детьми разработали отдельные земельные участки, убрали бурьян и заросли кустов. Обустраивать территорию стали поэтапно – отдельными зонами. По словам М. Черненок, ребята очень заинтересовались этим делом, воодушевились – наперебой вносили свои предложения: что и как лучше сделать, готовили изделия для украшения двора, рисовали эскизы…
Цветочных красок свет
Во внутреннем заднем дворе школы разбили и оформили клумбы. Кстати, начали с двух, а сейчас их у школы уже более 20-ти. Реализовали в связи с этим несколько мини-проектов по разработке и украшению клумб среди учащихся: «Цветы в ящиках и вазонах» (7 кл.), «Русский ситец» (4 кл.), «Оранжевая клумба» (5 кл.) и другие. Цветы высаживались не только на клумбы, но и в сделанные руками учителей и ребят причудливые ящики-вазоны. К примеру, бархатцы растут в ящике в виде милой розовой Хрюшки, сделанной из пластиковой канистры. Вдоль спортивного зала, где раньше виднелась заросшая целина, школьные умельцы разбили бордюрную клумбу, украсив бордюр «каменной змейкой». Каких только цветов нет на клумбах школьного двора! Более 40 видов цветущих растений придают ему роскошный и нарядный вид. Красуются здесь чистец (медвежье ушко), многообразие лилий, птицемлечник, хоста, флоксы, маргаритки, календула, эхинацея, хризантемы, розы и др. В мае «весеннюю увертюру» начинают нарциссы, тюльпаны, мышиные гиацинты и примулы. В разгар лета волшебными красками очаровывают лилии, настурция, лаватера, львиный зев, петуния, космея… В ящиках – вазонах красуются анютины глазки. «Вальс цветов» продолжается до глубокой осени.
Горка, а на ней плетень
Самым важным моментом в облагораживании территории стало сооружения альпийской горки и плетня в украинском народном стиле. Азы плетения ребята вместе с учителями изучали на уроках технологии и во время внеклассных занятий. Плели плетень всей школьной семьей. Материалом стали сучья краснотала, в изобилии растущего в селе вдоль реки Осуги. Потом украсили плетень колесом от телеги и кринками, которыми поделились местные жители. Кстати, по словам М. Черненок, их, на удивление, никто не бьет и не портит. Рядом с плетнем высадили цветы и другие вьющиеся растения. Работа по обустройству школьного двора кипела и ширилась из сезона в сезон – вместе с наставниками мальчики копали землю, сооружали скамейки, девочки высаживали цветы, изготавливали декоративные украшения. Соорудили мусорный бочок, украшенный плетеными прутьями краснотала, сделали декоративное оформление уголка с альпийской горкой – огромная и веселая божья коровка из камней и покрашенных пластиковых бутылок, яркие мухоморы, шляпки которых – это разукрашенные тазы, кастрюли… Юные художники с учителями расписали низ стен школьных построек во дворе. Яркие композиции сразу бросаются в глаза – «Веселое семейство гномиков», «Танец цветов» и т.п. Вскоре уголок школьного двора с различными художественными композициями стал приобретать завершенный вид. В июне плетень «расцветает и колосится». В августе прошлого года около него распустились пять роскошных подсолнухов. Завораживающе выглядит уголок ночью. Мухоморы, светятся так, что их видно издалека, плетень в лунном свете, мирно спящая божья коровка. Альпийская горка с плетнем – это излюбленное место игр и отдыха не только детей и их родителей, уголок привлекает внимание и местного населения, и гостей, которые часто приезжают в музей рода Бакуниных. На альпийскую горку они ходят на экскурсию, устраивают там фотосессии. Облюбовал это место даже школьный кот Рыжик. Забредают туда отдохнуть и понежиться и другие животные. К примеру, гостил на горке ежик, которого дети с педагогами подкармливали молоком.
Труд и в радость, и во благо
Конечно, клумбы, растения, декоративные сооружения и композиции требуют постоянного ухода, обновления. Весной, летом и осенью трудятся ребята с учителями на школьном дворе. Во время субботников, летней трудовой практики или на уроках технологии школьная братия берет в руки инструменты и наводит лоск вокруг школы. Сохраняют красоту даже в сухую и жаркую погоду – рыхлят почву, поливают цветы. Кстати, около школы есть большой ухоженный пришкольный участок, где ребята с наставниками выращивают овощи: картофель, свеклу, капусту и др. Реализуя часть урожая, школа приобретает на вырученные средства семена цветов. Осенью двор также убирается, осуществляется подсадка растений, обрезка кустов живой изгороди, перекопка почвы, подготовка к зиме и новому сезону.
В планах – «тропики» на дворе
— С нашим социальным проектом мы выступали на районном мастер-классе для учителей, этой осенью участвовали в региональном конкурсе «Зеленый уголок», где были отмечены. После завершения проекта намерены снова участвовать в конкурсах. Сейчас проект находится в завершающей стадии – сделано больше половины задуманного. В ближайших планах – закончить работы по благоустройству всей территории школы. Нужно довести до ума аллею вдоль дороги, украсить фасад школы живой изгородью, клумбами и т.п. С другой стороны школы (возле хозяйственных сараев) будем делать тропический уголок «Чудо остров». Наверняка вы заметили, что пальмы у нас уже сделаны. Есть заготовки для черепахи (ствол березы с наростом). Будут там еще и крокодил (из покрышек), декоративный костер, озеро, туземцы (из цветных горшков), клумба-паук (из отходов бытовых материалов). Сейчас вовсю идет подготовка к весенним работам. Мы снова рисуем эскизы, проводим конкурсы рисунков, составляем планы. Итог проекта – вся территория школы обустроена в форме различных по стилю композиционных уголков. У директора также есть мечта войти в областную программу и сделать детскую площадку. У нас ведь теперь на территории школы отдыхают почти все местные ребятишки с родителями.
Благоустройство, экологическая красота территории – это одновременно и результат работы, и оценка качества жизни в собственном доме. У ребят в ходе проекта развиваются навыки экологической, коммуникативной культуры, социальные и творческие умения, приобретается опыт организации, проектирования и созидания. У них вырабатывается чувство ответственности, любви к природе, к Родине, к школе. Они самовыражаются, получают удовлетворение от процесса и результатов совместной работы, ощущают собственную необходимость и полезность. Этот проект помогает делать нашу школу улыбчивой и жизнерадостной, приятной для посещения, – отметила в беседе с нами М. Черненок.
От автора. Нынче школа на селе является порой единственным не только образовательным центром, но и культурно-досуговым, и не только для детей и их родителей, но и всего местного населения. В Прямухине, к примеру, СДК не работает уже 4-й год. Где народ может отдохнуть, повеселиться, отвести душу, собраться и пообщаться? Негде. Вот и решили С. Рудевич с учителями и ребятами оборудовать часть цокольного этажа в зал для проведения праздников и торжественных мероприятий. Работы идут уже сейчас. Здесь смогут культурно отдыхать все желающие на различных праздниках. Кстати, в этом году новогоднее представление у елки в Прямухине проходило на улице в центре села. Готовила праздник для селян под руководством главы поселения А. Фролкова инициативная группа, куда входили работники школы, библиотеки и др. «Интересная праздничная программа — конкурсы, танцы, песни, очень понравилась прямухинцам», — рассказала нам член инициативной группы, местная активистка и артистка Г. Чернышева.
Желаю Прямухинской школе дальнейшего обновления и развития, претворения в жизнь новых творческих планов. Замечательно, что она расширяет границы своего сотрудничества, заботится не только о себе, но и об окружающих, о своей малой Родине.
А. СЕРЖАНТОВА.