Братья Воскресенские в Каменном
- Вторник, 22 февраля 2022, 10:20
- Наши проекты
- Нет комментариев
Изучая историю маленького островка промышленного производства, затерявшегося в Западной части Тверской губернии, в Новоторжском уезде, среди холмов и долин Валдайской возвышенности, вдруг обнаружил, что эта местность имеет какую-то особую ауру. И если писать историю этого местечка, то, прежде всего, нужно писать о людях, которые были творцами и созидателями этих мест и которые продолжают однажды начатое дело.
К числу созидателей этих мест относятся известное семейство Полторацких, организовавших в Баховке на Озерецком ручье стекольное производство, и, конечно же, прежде всего, это Василий Петрович Мусин-Пушкин, заложивший в 1799 году на берегах Осуги первую в этих местах бумагоделательную мельницу. На протяжении нескольких десятков лет эта мельница переходила из рук в руки, пока ее владельцем не стал московский купец первой гильдии, потомственный Почетный гражданин Москвы – Михаил Гаврилович Кувшинов и его дети – сын Сергей Михайлович Кувшинов, а после его трагической гибели во время кораблекрушения его жена Елизавета Максимовна по наследованию. На семейном совете было решено, что дело отца и брата возглавит его сестра Юлия Михайловна Кувшинова. Именно заслуга всех этих людей в создании особой ауры этих мест. Особо все отмечают огромную роль Юлии Михайловны Кувшиновой, которая, продолжив дело отца и брата, модернизировала фабрику и старалась сделать жизнь местного населения более цивилизованной и культурной.
Когда-то известный французский писатель Андре Моруа, перефразируя библейское изречение, говорил: «Пути истории неисповедимы…». Знакомясь с историей этого фабричного поселения, лишний раз убеждаешься в правоте писателя. В этом местечке пересеклись судьбы известных, и даже знаменитых людей страны. В селе Тысяцкое, в имении помещика Тыртова, приложил свой талант в создании пейзажного парка Н.А. Львов. В селе Прямухино родились и выросли братья и сестры известного российского семейства дворян Бакуниных. В их усадьбе гостили писатели И.И. Лажечников, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, даже А.С. Пушкин заглядывал в эти удивительные края. Более десяти лет проводил в этой усадьбе свои летние каникулы русский литературный критик В. Г. Белинский. А в Фабричной слободе сельца Каменное родился и вырос замечательный российский лексикограф Сергей Иванович Ожегов, создатель словаря современного русского языка. Здесь подсмотрели своих будущих героев и собирали свои литературные впечатления А. М. Горький, Б.Н. Полевой, А.К. Платонов, Андрей Дементьев, А. Фадеев, Ю.А. Козлов. Бывали здесь и братья Воскресенские Флегонт Флегонтович и Сергей Флегонтович – московские архитекторы, которые оставили о себе хорошую память. Не каждое местечко в российской глубинке может похвастаться таким обилием известных имен. И это не полный список. Действительно, талантливые люди, словно магнит, притягивают к себе интересных и умных представителей общества. Так получилось с братьями Воскресенскими, которые были очарованы умом, энергичностью, деловитостью Юлии Михайловны Кувшиновой.
Родились братья Воскресенские в Москве, в семье московского потомственного дворянина скромного достатка. Флегонт родился в1859 году, а его младший брат Сергей – в 1862 году. Братья получили хорошее домашнее образование. С детства у них проявился большой интерес к рисованию. Родители не стали противиться, и когда Флегонту исполнилось 15 лет, его отдали в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. А через два года и младший брат Сергей поступил в это учебное заведение. Следует отметить некоторые особенности учебы в МУЖЗВ. Училище готовило прекрасных специалистов, но, к сожалению, не выдавало дипломов, потому что оно не было «Императорским». Многие после завершения учебы в училище поступали на старшие курсы Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Только те из выпускников училища, что получали за свои проекты Большую серебряную медаль, удостаивались звания классного художника архитектуры. Учащиеся, заслужившие Малую серебряную медаль, приобретали право на производство строительных работ. Отсутствие статуса высшего учебного заведения для заказчиков большого значения не имело. Это было лишь досадной бюрократической формальностью, так как все знали о высоком профессиональном уровне подготовки в этом училище. Однако Флегонт Воскресенский решил получить диплом и поступил в Имераторскую академию художеств. К сожалению, ему не удалось завершить образование по причине стесненности в средствах: нужно было помогать учить младших – брата Сергея и сестру Варвару. Воспитание, полученное в семье, отложило глубокие следы в душах обоих братьев. Они были верующими, милосердными и бескорыстными по-христиански, честными и порядочными. Их можно с уверенностью назвать людьми высокой внутренней русской православной культуры. К тому же они были настоящими патриотами своего родного города, любили его и много делали для его украшения. Может быть, любовь к Москве и привела их в Московское училище. Неслучайно оба брата много разрабатывали проектов для благотворительных обществ Москвы, к выполнению заказов подходили ответственно и делали проекты бескорыстно.
В 1885 году Ф.Ф. Воскресенский получает первые заказы, которые приносят ему материальную обеспеченность. И с этого момента приглашения для разработки проектов последовали одно за другим. В 1889 году братья получают заказ на перестройку Постниковского пассажа на Тверской. Уже при исполнении этого проекта братья широко использовали эклектику, применяли современные материалы и конструкции, комплексно решали архитектурно-планировочные и декоративные задачи, уделяли большое внимание оформлению интерьеров. Им удалось создать удачное театральное помещение, в котором ныне размещается театр имени М.Н. Ермоловой. После этой совместной работы старший брат отправляется в путешествие сначала в Италию, затем во Францию и Бельгию. Свою поездку использует для изучения европейской архитектуры. И здесь его увлекает новый стиль, появившийся в Европе во второй половине XIX века. И несмотря на краткую жизнь этого стиля в архитектуре, он успел привлечь внимание многих зодчих. Для некоторых работа в этом стиле стала звездным часом, для других – кратким этапом их творческого становления. Для Флегонта Воскресенского это было этапом творческого развития, что позволило ему плавно перейти к стилю неоклассицизма в поздних работах. Возвратившись из-за границы, Ф.Ф. Воскресенский с энтузиазмом делится своими впечатлениями с братом. Особое внимание брата обращает на новый стиль модерн. Они внимательно изучают пышные постройки Парижа и Брюсселя в стиле модерн. И братьям очень захотелось создавать нарядные дома в Москве, которые напоминали бы парижские особняки и рестораны, доходные дома. Интуиция подсказывала им, что в данное время модерн придет в Российскую империю, и их талант будет востребован. И, действительно, к ним стали обращаться с частными заказами застройщики доходных домов и богатых особняков. Их деятельность получила известность и одобрение общества. Однако они по-прежнему бескорыстно выполняли проекты для благотворительных обществ, трепетно относились к проектированию и строительству церковных зданий. Братья не стремились к славе, ибо знали, что слава приходит и также быстро может угаснуть. Самым главным для них было честное служение своему родному городу. Список зданий, особняков, церквей, доходных домов, построенных ими, довольно обширен. Строили они не только в Москве, но и за ее пределами.
В 1900 году Ф.Ф. Воскресенский становится официальным архитектором Страхового общества «Россия», для которого он построил несколько доходных домов, существующих и поныне. К этому моменту уже работает архитектурная мастерская Воскресенских, созданная младшим братом. Вместе с ними в мастерской работают известные московские архитекторы Г.А. Гельрих, Н.С. Курдюков, С.А. Власьев, В.В. Ильяшев и другие. В 1905 году Воскресенский старший становится членом Московского архитектурного общества (МАО). Членство в этом объединении единомышленников приносило уважение, ибо в нем сосредоточился весь цвет архитектурной элиты. Одно то, что председателем общества был известнейший архитектор Ф.О. Шехтель, говорило о значении его для жизни города. Общество насчитывало 152 полноправных члена, а зодчих в Москве было более 700. Как видим, отбор был тщательный и строгий. Братья Воскресенские делают еще несколько совместных проектов, довольно интересных, в стиле модерн. Сохранилась их совместная работа – особняк Августа Васильевича Рериха, в котором в настоящее время находится Дворец бракосочетания №1 города Москвы. Построен особняк в 1909 году. Старший брат разработал фасад, а младший – внутреннее убранство помещений. После этого их архитектурные интересы немного разошлись: старший брат все больше стал тяготеть к неоклассицизму, а младший – проектированию и строительству храмов.
Наиболее значительными творениями Ф.Ф. Воскресенского в стиле модерн были особняки Н.Н. Медынцева (1907) и Л.И. Гельтищевой (1904). В их отделке улавливаются общие черты. Обе постройки невелики по размеру, однако декоративно выразительны. Облик этих особняков удачно дополняют кованые решетки окон и палисадника, затейливо нарисованы аттики. Архитектурно-планировочные и декоративные задачи решены здесь комплексно. Впоследствии эти элементы будут проступать ненавязчиво и в других, более поздних работах. Особняк Н.Н. Медынцева хорошо сохранился, не утратив ни одного своего декоративного элемента. Это благодаря тому, что долгое время это здание занимало посольство Франции. В 60-е годы посольство Франции переехало в особняк Игумнова на Якиманке, а особняк Н.Н. Медынцева отдан посольству Гвинеи. К счастью, это государство содержит здание в надлежащем порядке. Следует отметить, что фасад особняка Н.Н. Медынцева весьма близко копирует декор и цветовую гамму доходного дома в Париже, возведенного в 1903 году архитектором Шарлем Клейном. Вероятнее всего, это было условие владельца, Н.Н. Медынцева, известного коллекционера фарфора, который владел апартаментами в этом парижском доме.
Хочется особо рассказать о дружбе и сотрудничестве Ф.Ф.Воскресенского с владельцами Писчебумажной фабрики Т-ва «М.Г. Кувшинов и К» в сельце Каменное Тысяцкой волости Новоторжского уезда. Сергей Михайлович Кувшинов, продолжая дело отца, в 1890 году заказывает архитектору проект больницы в память об отце. Флегонт Воскресенский создает настоящий больничный городок для рабочих фабрики, построенный на землях имения Кувшиновых, в месте слияния рек Осуги и Негочи в Каменном. Торжественное открытие больницы имени М.Г. Кувшинова состоялось в 1892 году. При строительстве были учтены все современные санитарные нормы, последние достижения при строительстве подобных заведений в Российской империи и европейских странах. Больница имела большой запас на будущее. Пролетарский писатель А.М. Горький (Пешков), живший некоторое время в фабричной слободе сельца Каменное в конце 1897-го начале 1898-го годов, был восхищен уровнем оснащенности медицинского комплекса для рабочих. Хотя больница была построена для фабричного люда, однако здесь лечили и крестьян из близлежащих селений. В 1894 году С.М. Кувшинов на пассажирско-грузовом пароходе «Владимиръ» вез в Россию для фабрики новейшее оборудование, закупленное в Англии. В ночь на 27-е июня 1894 года произошло кораблекрушение в более чем сотне миль от Одессы. В борт парохода на полном ходу носовой частью врезался итальянский пароход «Колумбия». К сожалению, с «Колумбии» никакой помощи пострадавшим не последовало, он прошел своим курсом, не приняв мер к спасению тонущих людей. В мгновение ока пароход пошел ко дну. Большинство пассажиров, находившихся на борту судна, погибло. В их числе и С. М. Кувшинов. После этого все управление Писчебумажной фабрикой Т-ва «М.Г. Кувшинов и К» перешло его жене Е. М. Кувшиновой.
Елизавета Максимовна была беременна вторым ребенком. Трагическая весть о гибели мужа ускорила появление на свет мальчика, которого в память об отце назвали Сергеем. На семейном совете было принято решение: Елизавета Максимовна занимается семьей и воспитанием детей – дочери Татьяны и сына Сергея, а продолжением дела отца и брата должна заняться сестра С.М. Кувшинова Юлия Михайловна. С этого момента на плечи этой женщины легла вся ответственность по сохранению семейного дела. Эта трагедия на некоторое время затормозила развитие фабрики. Все оборудование было застраховано. Однако на получение страхового возмещения потребовалось длительное время. По сему, многие планы по развитию фабрики и быта рабочих были заморожены. Вероятно, во многом этими причинами объясняется значительный перерыв в сотрудничестве Ф. Ф. Воскресенского с семейством Кувшиновых. Через семь лет это сотрудничество возобновляется. Теперь все переговоры с архитектором ведет образованная, деятельная, энергичная женщина Юлия Михайловна Кувшинова.
В 1902-м году в дирекцию фабрики обратились рабочие с необычной просьбой: построить при фабрике храм. Сельцо Каменное было приписано к Никольской церкви, что в погосте Чурилово. Еще была церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери в селе Тысяцкое. Расстояние до обеих церквей примерно одинаковое – около пяти верст. Юлия Михайловна поддержала эту инициативу рабочих, ибо она считала полезным все то, что повышает конкурентоспособность фабрики. Архитектор приезжает вновь в сельцо Каменное, выбирает место для будущего строительства. Оно было выбрано удачно, на слиянии рек Осуги и Негочи, где эти две речки, перекрытые фабричной плотиной, создавали удивительный водный простор, совсем рядом с больничным комплексом. Братья Воскресенские создают удивительный по красоте и лаконичности деревянный храм, построенный в рекордные сроки. Освящение церкви состоялось в день праздника Пресвятой Троицы в 1903-м году. Храм был однопрестольным. Иконостас создан Сергеем Флегонтовичем Воскресенским. Основной объем храма венчали четыре изящных главки. Центральный купол был восьмигранным. Главная часть храма соединена трапезной с деревянной, невысокой восьмигранной колокольней, увенчанной шатровым куполом и маковкой с крестом. Во внешней отделке храма присутствуют некоторые элементы «деревянного» модерна», которым так увлекались в свое время братья. Думаю, что храм красиво смотрелся с противоположного берега от фабрики, когда в тихие летние светлые вечера он отражался на водной глади плотины.
Сразу на следующий год архитектор получает новый заказ от фабричного правления. Для улучшения жизни рабочих Фабричной слободы было решено построить новое здание потребительского Общества. Старое здание уже не отвечало условиям конкуренции с магазинами в деревне Ермолаевка. Воскресенский проектирует и строит здание дома потребительского Общества фабрики. Он создает современный торговый комплекс с магазинами, различными подсобными помещениями, приспособленными к хранению продуктов и товаров, ледниковыми камерами, складами, пекарней. Открытие состоялось в 1905 году своевременно, что сильно смягчило напряженность, царившую в тот период времени. В 1907-м году правление фабрики принимает решение строить подъездной путь от Торжка до Фабричной слободы. Ф.Ф. Воскресенский по просьбе Ю.М. Кувшиновой занимается проектированием будущих станционных сооружений.
Как-то долгое время никак не удавалось установить, каким образом этот талантливый архитектор был связан с фабрикой и этой местностью. Оказалось, что Ф.Ф. Воскресенский долгие годы проживал на Николо-Болвановской Верхней улице, что от Яузского моста до Земляного вала, в Рогожской части города, в доме Кувшиновых. В этой части Москвы, у Рогожской заставы, в те времена после указа императора Павла I о Единоверческой церкви было разрешено селиться старообрядцам. Здесь, на Рогожском староверческом кладбище, покоился основатель династии бумагопромышленников Прокопий Кувшинов. Здесь, у Заставы, находились домовладения всех Кувшиновых. А дом, в котором жила вдова Сергея Михайловича, перестраивал и делал надстройку Ф.Ф. Воскресенский. Вероятно, отношения архитектора с домовладельцами были добрыми. Ведь к этому моменту зодчий по этому адресу жил не одно десятилетие. Да и планы Юлии Михайловны увлекали архитектора. Она мечтала построить еще Народный дом, школу, жилые дома для рабочих, перестроить усадебный дом в селе Каменное. Для привязки своих проектов к местности зодчий неоднократно приезжал в село Каменное и гостил в усадьбе Кувшиновой. Ландшафт был живописен. Фабричная плотина создавала значительную водную поверхность, на которой отражались промышленные постройки и фабричные трубы нижней и верхней фабрик, вековые деревья старинного парка. Усадьба находилась на левом берегу реки Осуги, на юго-восточном уступе высокого холма. Из окон старого дома открывался прекрасный вид на фабрику. От строений к берегам реки спускался старый парк с прудами и высокими лиственницами, заложенный еще прежним хозяином усадьбы.
Сотрудничество двух талантливых людей оказалось плодотворным. Так при фабрике появился больничный городок, комплекс станционных строений с оригинальным зданием вокзала, в Фабричной слободе – типовые домики на две семьи для рабочих. Здания дома потребительского Общества (1905) и Народного дома (1913) стали поистине шедеврами архитектурной мысли того времени. Здесь были применены современные технологии и новые материалы, в том числе бетон, который только начинали осторожно использовать при строительстве. Здание Народного дома, торжественно открытого 1-го сентября 1913 года, сохранилось до наших дней. К сожалению, замечательное творение архитектора утратило много элементов своего внешнего и внутреннего декора. Лучше сохранилось здание дома потребительского Общества, при строительстве которого архитектор впервые применил бетон. Кровля строения создана из монолитного бетона. Затем этот опыт зодчий применил при строительстве железобетонных зданий типографии Товарищества «И.Н.Кушнеров и К». В настоящее время это типография «Красный пролетарий». Сильно пострадал и вокзал от непрофессиональных ремонтов и перестроек. Фактически уничтожено паровозо-вагонное депо станции, исчез комплекс разворота паровозов и вагонов. Но сохранились железнодорожные казармы, водонапорная башня. Однако Свято-Троицкая церковь в селе Каменное, на месте слияния Осуги и Негочи, не сохранилась. Это было единственное здание в селе, спроектированное братом Сергеем, а воплощенное в жизнь старшим братом Флегонтом. Здание церкви было окончательно уничтожено в послевоенные годы, когда его приспособили под нужды городского пищекомбината. Замечательным творением архитектора являлся комплекс усадьбы Ю.М. Кувшиновой в селе Каменное. Ф.Ф. Воскресенский перестраивал дом, а получилось настоящее творение, мелодия модерна, полная любви, изящества и красоты. Многие поколения местных жителей и гостей городка восхищались этим чудом. Архитекторы-эксперты так описывали внешний вид усадьбы: «Все фасады здания индивидуальны. Снабженные ризалитами и различными выступами, эркерами и балконами, они отличаются подчеркнутой объемностью и пластическим разнообразием. Особенно выразителен обращенный в парк главный фасад здания, что снабжен открытой террасой, с которой широкие ступени вели в парк, к прудам. Во внешней обработке здания преобладают мотивы эклектики с элементами стилизации ренессансных, романтических и классических форм. Здание увенчано башенкой с флагштоком, придающей дому вид романтического замка. Строение великолепно вписывалось в ландшафт пейзажного парка. Внутренняя отделка отличалась исключительной изысканностью. Все комнаты были оформлены в разных стилях. Основные присутственные комнаты и зала были отделаны дубовыми панелями».
К сожалению, творение погибло в огне из-за людской халатности. Остались только кирпичные бани или ванные комнаты, сиротливо стоящие на склоне холма в парке. Помните, что каждый уничтоженный дом уничтожает и наше прошлое. Но многие ли из нас готовы бороться против этого варварства!? Валерий Солонбеков, блогер из Твери, в своем ЖЖ написал: «Видимо, за все хорошее, что сделано для этих мест семьей Кувшиновых, «благодарные потомки» в конце прошлого века сожгли усадьбу, в которой когда-то жила эта талантливая семья».
В 1918 году, в разгар революционных потрясений, архитектор прекращает свою деятельность. По совету бывшего директора фабрики В. В. Попова Ф. Ф. Воскресенский переходит на службу в Главбум. В 1922 году в семействе Воскресенских случилось несчастье. 13 декабря был арестован младший брат Сергей и привлечен к уголовной ответственности Московским Ревтрибуналом. Его судили как старосту прихода церкви Иоанна Воина на Божедомке вместе со священником Голубевым и дьяконом Успенским за «открытое произнесение с амвона церкви в период изъятия церковных ценностей проповеди контрреволюционного содержания, призывающего массы к выражению недоверия деятельности органов Советской власти». В этот же день состоялся скорый суд. С. Ф. Воскресенского приговорили к полутора годам исправительно-трудовых лагерей строгого режима. На плечи старшего брата легли заботы о содержании семьи младшего брата.
В 1923 году Ф.Ф. Воскресенский переходит на службу в Центрбумтрест, где проработал до дней своей кончины. За время работы в тресте Воскресенский занимался проектированием промышленных зданий для нужд Бумтреста, больничного городка для Калужских бумажных фабрик. Кроме своей работы в тресте архитектор занимался педагогической деятельностью. Он читал факультативный курс «Промышленное строительство» на «Цикле бумажной промышленности» института Народного хозяйства имени Г.В. Плеханова и руководил архитектурной частью проектов бумажников, оканчивавших этот вуз. Переживания последних лет сильно подорвали здоровье Ф.Ф. Воскресенского. В феврале 1926 года он заболел гриппом, который вызвал сильное воспаление и отек легких, что и послужило причиной смерти 18-го февраля 1926 года. Зодчему только пошел шестьдесят седьмой год. В некрологе товарищи по работе в тресте писали в журнале «Бумажная промышленность»: «В лице Флегонта Флегонтовича Воскресенского бумажная промышленность потеряла одного из редких специалистов – строителя в области бумажной промышленности, а семья бумажников – скромного и душевного товарища».
Имя архитектора Воскресенского фигурирует среди талантливых зодчих Москвы. Исследователь московского модерна, доктор искусствоведения Нащокина Мария Владимировна отмечает, что его отличало несомненное дарование и индивидуальный почерк, неизменно проявлявшийся в решении фасадных поверхностей осуществленных проектов, так украсивших его любимый город. Немногие малые поселения могут похвастаться тем, что у них столько архитектурных творений одного известного зодчего. Но, к сожалению, не все умеют дорожить тем богатством, что нам оставили наши предки.
Сергей Мечиславский