БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕЙ НЕ СЧИТАТЬ…
- Четверг, 18 июля 2013, 14:03
- Чтобы помнили
- 2 комментария
70 лет назад, летом 1943 года, Советская Армия успешно провела уникальную Курско-Орловскую наступательную операцию. Итоги ее стали одним из ключевых, переломных моментов в Великой Отечественной войне.
Хотя отдельные военные исследователи считают Курскую битву (под таким названием эта операция вошла в историю) «сражением танковых моторов», что и показали бои под Прохоровкой и Понырями, свое слово сказали и представители других видов и родов советских войск – пехотинцы, артиллеристы…
И летчики тоже. 17 июля 1943 года в небе Орловщины совершила свой подвиг уроженка Кувшиновского района, летчица 65-го гвардейского истребительного авиационного полка младший лейтенант Антонина Васильевна Лебедева.
Из Книги Памяти Тверской области (8-й том, Кувшиновский район):
«ЛЕБЕДЕВА Антонина Васильевна – 1916 г.р., ст. Бакунино, Пречисто-Каменский сельсовет. Младший лейтенант. Пропала без вести, июль 1943 года».
В журнале боевых потерь 4-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского ИАК, куда входило это соединение, за июль сорок третьего под номером 38 также значится:
«Гвардии мл. лейтенант Лебедева Антонина Васильевна, состав командный, 17 июля 1943 года не вернулась с боевого задания. Место падения самолета неизвестно».
И только спустя 39 лет имя летчицы было возвращено из небытия, ее останки перезахоронены с воинскими почестями.
Но об этом несколько ниже. Сначала о том, как наша землячка стала пилотом, как она попала в истребительную авиацию, где не всегда выдерживали даже более крепкие мужчины…
Родилась Антонина в 1916 году на хуторе Заря (сейчас это разъезд Бакунино нынешнего Кувшиновского района). Вскоре ее родители с домочадцами перебрались на место жительства в Москву. В столичном городе и прошли ее детство, юность…
После школы Антонина поступила на заочное отделение биологического факультета МГУ, одновременно стала работать там секретарем биофака. В 1936 году, двадцатилетней, когда училась на втором курсе, «загорелась» мечтой о небе, захотела стать летчиком. Решила так – и сделала, начав обучение пилотированию самолета в Дзержинском аэроклубе г. Москвы.
В сорок первом, к началу войны, 25-летняя Антонина Лебедева уже считалась опытным пилотом, числилась инструктором Центрального аэроклуба имени В.П. Чкалова. Когда начались военные действия, она настойчиво «атаковала» военкомат с требованием (именно требованием!) направить ее на фронт, в действующую авиационную часть. Настойчивый, упорный характер Антонины взял свое…
Одной из первых она была зачислена в 586-й женский авиаполк, который формировала М. М. Раскова. Первые боевые дежурства в небе под Саратовом, где пилоты прикрывали действия советских наземных частей. Накапливался опыт, и спустя некоторое время Антонина Лебедева составила вместе с двумя боевыми подругами женское звено особого 434-го истребительного авиационного полка летчиков-асов, которым командовал полковник В.И. Сталин.
В июле – сентябре 1942 года эта часть сражалась на подступах к Сталинграду. Совершала боевые вылеты и Антонина Лебедева – «миловидная девушка с ясными, лучистыми глазами», так написала о ней П. П. Овчинникова в книге «Женщины в солдатских шинелях» (Волгоград, 1987 год).
А вот что вспоминал о ней летчик 434-го ИАП Герой Советского Союза А. Я. Баклан:
«Иногда моей ведомой в фронтовой обстановке была Тоня Лебедева. На земле на нее посмотреть – маленькая, хрупкая девушка. А в воздухе никогда бы не подумал, что рядом – «слабый пол», чаще всего попросту забывал об этом. Пилотировала Тоня уверенно, мои указания выполняла четко и своевременно. И лишь тогда вспоминалось, кто твой ведомый, когда услышишь, бывало, по радио тонкий взволнованный голосок, предупреждающий об опасности.
После выполнения боевого задания подойдет ко мне Тоня в летном комбинезоне и шлемофоне, что не мешало ей снова превратиться в девушку-подростка, козырнет миниатюрной ручкой и спросит с затаенной тревогой:
– Разрешите получить замечания!
А какие могут быть замечания? Отвечаю ей с полной искренностью, без всякой натяжки:
— Отлично! Так держать!».
Начало октября 1942 года. После перебазирования 434-го ИАП для пополнения людьми и техникой в Подмосковье, в Люберцы, В. И. Сталин предложил женскому звену пройти курсы по тактике ведения воздушного боя. Для этого нужно было налетать 100 часов в «схватках» с условным противником. Обучение началось и шло для Антонины достаточно успешно.
Однако возникло небольшое недоразумение. Однажды в полк прибыл командующий ВВС РККА генерал-полковник А. А. Новиков. Как и положено, летный состав части был построен. Увидев среди пилотов девушек, грозный начальник, мягко говоря, выразил неудовольствие и категорически приказал им возвратиться в «свой, женский» 586-й ИАП. Начальство не ослушалась лишь одна, Ольга Шахова. А Клавдия Блинова и Антонина Лебедева где-то спрятались, пока командующий находился в расположении части, а потом воспользовались тем, что в дислоцирующемся по соседству 653-м ИАП (впоследствии 65-й гвардейский авиаполк) не хватает двух пилотов, и «сбежали» в его составе на фронт.
Великие Луки, Демянск… Калининский фронт. Здесь продолжилась боевая биография Антонины Лебедевой. В воздушных боях отважная летчица сбила, лично и в группе, три вражеских самолета. Действовала она в воздухе хладнокровно, расчетливо, мужественно.
Так, в декабре 1942 года она участвовала в воздушном бою в районе Великих Лук. И оторвалась от своего ведущего. Из схватки не вышла, а вскоре к ней пристроился летчик другого полка. Антонина, выполняя функцию ведущего, решительно атаковала противника, и вместе с незнакомым ведомым они сбили фашистский самолет.
10 января 1943 года вновь бой в том же районе. Антонина осталась одна против двух вражеских истребителей. Летчица смело вступила с ними в боестолкновение и уничтожила один «мессершмитт-109». Самолет Лебедевой также получил серьезные повреждения. На подбитой машине она искусным маневром ушла из-под обстрела и произвела вынужденную посадку на фюзеляж вне аэродрома на своей территории.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, А.В. Лебедева была награждена орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За отвагу».
К лету полк перебазировался в район Курска и Орла.
… Тяжелым для летчиков-гвардейцев выдалось 17 июля 1943 года. Во второй половине дня четверку советских истребителей, которую возглавлял командир звена Герой Советского Союза Г. Г. Гуськов, прикрывавшую наземные войска, атаковало 12 фашистских «фоккеров» Через несколько минут к противнику подошло подкрепление – истребители и бомбардировщики. Теперь отважной группе предстояло не пропустить к переправе через Оку 30 вражеских стервятников…
(Помните, у В. С. Высоцкого: «Расклад перед боем не наш, но мы будем играть…»).
У наших летчиков в этой ситуации выбор, в общем-то, был невелик – драться, пока не кончатся бензин и боекомплект. Командир и все пилоты приняли решение – вступить в бой, несмотря на то, что противник превосходил их по численности почти в восемь раз.
Ни один вражеский самолет не прорвался к переправе.
Но и никто из мужественной четверки, в том числе и Антонина Васильевна Лебедева, не вернулся с боевого задания…
Почти сорок лет она числилась пропавшей без вести. Родные Антонины, ее сестра, тоже летчица, Мария Васильевна Жукова все эти годы искали место падения ее самолета, чтобы восстановить доброе имя, потому что запись «пропал без вести», в первые годы после войны особенно, была каким-то если не позорным, но ущербным клеймом.
В 1982 году помог случай. Вот что написала многотиражка «Московский университет» в номере за 21 февраля 1983 года:
«По рассказам жителей д. Бетово Болховского района Орловской области, летом 1943 года в болото за околицей деревни упал советский самолет. Предполагалось, что пилотом его был французский летчик из эскадрильи «Нормандия – Неман», также сражавшейся в этих местах. Когда в начале 1982 года был запущен космический корабль с гражданином Франции на борту, орловские поисковики решили поднять остатки погибшего самолета. Когда извлекли обломки летательного аппарата и останки летчика, участники раскопок застыли в изумлении: самолет пилотировала женщина. По номерам на деталях, личному оружию, чудом сохранившимся пилотной и медицинской книжкам установили, что в районе деревни Бетово разбился ЯК-9, на котором летала парторг эскадрильи Антонина Васильевна Лебедева. Это подтвердила и графологическая экспертиза также найденной в кабине записной книжке, где ее рукой были написаны тезисы выступления перед молодыми летчиками».
Останки А. В. Лебедевой торжественно перезахоронили недалеко от братской могилы в совхозе «Вязовский» Болховского района. Обелиском стала бронеспинка ее самолета. Одна из улиц города Болхова названа именем летчицы.
Раскрыта еще одна страница Великой Отечественной войны. В Книгу Памяти можно внести справедливые изменения, не считать Антонину Васильевну Лебедеву – уроженку Кувшиновского района – пропавшей без вести.
Общественная палата Тверской области выступила с инициативой установить в Пречисто-Каменке, где в годы войны располагался штаб авиасоединения, в котором служила А.В. Лебедева и недалеко от которой родилась сама, мемориальную доску в честь 70-летия Курской битвы и в память об Антонине Васильевне…
Выражаю искреннюю признательность доктору культурологии, профессору Тверского филиала Государственной академии славянской культуры, краеведу и историку В. М. Воробьеву, подсказавшему тему этой публикации и давшему ориентир в поиске материалов о А.В. Лебедевой.
А. ВАСИЛЬЕВ.
Нет слов… сижу, ошеломлённая известием — и горестным, не стало замечательного человека, и радостного, что имя её не кануло в лету, а в родном сельском округе появится свидетельство героического подвига землячки. СПАСИБО!!!
В предыдущем комментарии допущена ошибка — следует читать «и радостным»…