«С течением времени неизменным для меня остается одно — любовь к детям!»
- Среда, 5 октября 2022, 10:00
- Важные события, Люди, Образование
- Нет комментариев
Утверждает опытный и профессиональный учитель немецкого языка, ветеран труда Ирина Олисова.
В 1985 году после окончания университета она вернулась
в свою родную школу и остается преданной ей до сегодняшнего дня.
Ирина Викторовна – педагог-мастер, ее уроки отличаются творческим подходом и изобретательностью, она активно использует в работе новые методы преподавания, цифровые технологии, активно делится своим богатым, ценным педагогическим опытом с коллегами. На протяжении многих лет руководит РМО учителей иностранного языка, пользуется заслуженным авторитетов среди учителей, учащихся, их родителей. Многие ее выпускники сегодня трудятся в школах нашей страны, за рубежом. Ирина Викторовна – талантливый педагог, интересный собеседник, надежный товарищ и обаятельная, счастливая своей семьей и выбранным сердцем делом женщина, всегда с очаровательной и располагающей к себе улыбкой на лице. Сегодня мы беседуем с ней о ее педагогическом пути.
– Как вам пришла мысль стать учителем?
– Мысль стать учителем была не случайной. Примером и вдохновителем для меня стала моя мама, Колоскова Анастасия Тихоновна, которая всю свою жизнь посвятила работе с детьми воспитателем детского сада.
– Каким был ваш путь в профессию?
– После окончания школы №2, в которой по сей день работаю, поступила в Калининский госуниверситет на факультет романо-германской филологии. В школе нравился немецкий язык, он легко давался, к тому же мой великий учитель и вдохновитель Покровская Галина Викторовна всегда видела во мне свою будущую коллегу. Так и вышло.
– Что остается неизменным для опытного педагога с течением времени?
– Единственным и неизменным остается одно – любовь к детям. Да, времена меняются, но детский пытливый ум добавляет любому возрасту учителя энергии, творческих порывов, вдохновения.
– Был ли у вас такой момент, когда хотелось бросить работу учителя? Что остановило?
– Нет, таких мыслей не было. Разве что, некоторые разногласия и недопонимания со стороны сегодняшних родителей имели место. Конечно, обида иногда выбивала из колеи, но это мимолетно, как в любой другой профессии.
– Что, на ваш взгляд, нужно изменить в сегодняшней системе образования?
– По-моему, об этом неоднократно говорится в последнее время, но мы все еще никак не можем сократить объем отчетов, анализов, мониторингов, ВПР, РПР (региональные, всероссийские проверочные работы) и другую бумажную волокиту, с которой приходится работать учителю. Увеличилось количество надзорных ведомств разного уровня, и складывается такое впечатление, что учителя нужны именно для них, а не для детей.
– Педагогический опыт, он приходит с годами, или от возраста не зависит? Есть ли возможность стать мастером педагогики в 25-30 лет?
– Педагогический опыт, конечно, приходит с возрастом. Вспоминаю себя в 25-30 лет и понимаю, что некоторые вопросы взаимоотношений, сотрудничества, организации учебной деятельности и внеурочной решала бы в тех условиях по-другому. Мудрость и профессионализм – это как наполненный по капле сосуд, только он очень узкий, и вода капает малыми каплями. Так же и в нашей профессии.
– Сегодняшние ученики лучше или хуже вчерашних?
– Не лучше и не хуже, они просто другие: начитанные, много знают, по сравнению с предыдущими поколениями. Много спорят, не боятся отстаивать свое мнение. Конечно, это хорошо, ведь современный мир требует от системы образования воспитанной, развитой личности.
– Как справляться с неприязнями и симпатиями в классе? Ведь есть педагоги, которые для себя выделяют любимчиков и не любимчиков?
– Работаю в школе более 35 лет, и у меня никогда не было любимчиков или не любимчиков. И среди своих коллег никогда не замечала подобного. Думаю, этот термин просто придумали те, кто не хочет трудиться и завидует трудягам.
– Как вести себя молодому учителю, если ученик признался ему в любви. Вы с таким в юности не сталкивались?
– В любви лично мне никто не признавался. Но спустя годы уже взрослые бывшие ученики на встрече выпускников рассказывали, как я им нравилась, даже описывали мою одежду, которая была мне к лицу, по их мнению, с какой прической приходила на урок. Мило и приятно. Ну, а молодой или пожилой учитель, он всегда должен быть в форме, во всех смыслах этого слова, и в рамках педагогической этики.
– Какие самые глупые, странные и умные вопросы задавали вам воспитанники?
– Из самых часто задаваемых странных вопросов (как ни странно!) повторялся один и тот же: почему я не уехала жить в Германию, почему не стала переводчиком? Ответ очевиден для взрослого человека, но дети со всем присущим им максимализмом недоумевали.
– Как учитель справляется со стрессом? У учителей есть праздники кроме школьных?
– Стресс – это уже часть профессии. Помогают восстановиться дом, семья, хобби, как у всех, огород, дача, друзья. Все это дает силы для нового дня, нового учебного года. Конечно, у педагогов есть праздники. У меня это семейные встречи, юбилеи, поездки на природу. Дети, внуки приехали в гости – вот и праздник!
– Самая ценная для вас награда за годы учительства. Если бы у вас была возможность получить что-то от Минобразования. Что это было бы?
– Я имею много грамот разного уровня, последняя – от министерства образования Российской Федерации. Но самая ценная другая. Несколько лет назад участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года». Первое место не заняла, но награда – «Приз зрительских симпатий» была трогательной. Приятно было не то, что это был за приз (я уже и не помню), а внимание и уважение зала, зрителей, это дорогого стоит.
От Минобразования нескромно чего-то просить – пусть вернут моим коллегам прежние условия получения звания «Ветеран труда», уж очень непросто сейчас его получить.
– Заветное желание учителя-мастера.
– В школе совсем не осталось молодых учителей. В нашу школу мы даже забыли, когда они приходили. А вот в 1985 году вместе со мной в коллектив влились сразу 8 молодых педагогов. Как же было тогда здорово и увлекательно работать!
– Какой персонаж, по вашему мнению, был бы самым скучным при встрече в реальной жизни?
– Помните мультик про Винни Пуха, там был ослик Иа, который все время ныл, что у него все не так. Вот не люблю таких. Не нужно отчаиваться и ныть, побольше улыбайтесь. Поэтому для меня улыбка – обязательный атрибут.
– Добрый совет воспитанникам и их родителям от опытного педагога.
– Позвольте учителю профессионально выполнять свою работу, не раздражайтесь без причины, все вопросы решаемы, все можно урегулировать в беседе, в любой ситуации сначала обратитесь к учителю, выясните то или иное. Учитель – друг детей, и его задача не навредить кому-либо, а научить, воспитать, и все это только в сотрудничестве с родителями.
Беседовала Анна ТЕРЕНТЬЕВА