Разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по вопросам государственной кадастровой оценки земель
- Пятница, 27 февраля 2015, 15:29
- Губерния
- Нет комментариев
В связи с поступающими обращениями юридических и физических лиц по вопросам государственной кадастровой оценки земель, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области разъясняет следующее.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Кадастровая оценка осуществляется в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Согласно законодательству органом кадастрового учета формируется перечень объектов недвижимости, выбор исполнителя оценочных работ проводится уполномоченным органом в рамках специального конкурса.
В основе кадастровой оценки лежит деление земли на категории и виды использования. Для различных участков в зависимости от вида и особенностей разрешенного использования расчеты ведутся по-разному, из чего следует, что кадастровая стоимость отвечает текущему использованию, и этим объясняется различие удельных показателей по определенным видам использования.
Оценке подлежит большое количество объектов. Поскольку одномоментная индивидуальная оценка такого количества объектов была бы чрезмерно затратна с точки зрения времени и финансов, то для исчисления кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, который основан на тех же подходах, что и индивидуальная оценка, но используются для облегчения процесса методы прикладной математической статистики. Кроме того, для такой оценки в качестве ценообразующих факторов берутся крупные, типичные и постоянные признаки (например, расстояние до крупной магистрали, расстояние до административного центра, наличие инженерных коммуникаций, социально-экономическое развитие, инфраструктура), характерные для большого количества объектов, и не учитываются более мелкие и редко встречающиеся (например, расстояние от свалки промышленных отходов, соседство с вредным производством и т.д.).
Основным методическим принципом государственной кадастровой оценки земель является совмещение результатов анализа имеющихся данных о сделках с земельными участками (рыночная информация) с ценообразующими факторами, кадастровая стоимость напрямую зависит от ситуации, складывающейся на рынке объектов недвижимости.
В связи с чем при установлении кадастровой стоимости допускается статистическая погрешность либо она устанавливается в размере, равном рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта, если превышает допустимый уровень погрешности.
Следует отметить, что для каждой категории разрешенного использования перечень факторов, влияющих на ценообразование, является различным. Из-за различия данных факторов, а также их значений, кадастровая стоимость близлежащих земельных участков может значительно отличаться друг от друга.
Также размер кадастровой стоимости может зависеть от категории земли, площади и периода времени, когда была определена кадастровая стоимость.
Даже если участки находятся недалеко друг от друга, вполне возможно, что один участок находится в границах населенного пункта и относится к категории земель населенных пунктов, а другой за его пределами и относится к землям сельскохозяйственного назначения, на которых запрещено строительство объектов, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Кадастровая стоимость таких участков определяется разными методами и подходами и может значительно отличаться.
Встречаются случаи, когда некоторые земельные участки по каким-либо причинам не вошли в перечень объектов оценки, и их кадастровая стоимость осталась на уровне предыдущего тура кадастровой оценки. Стоимость таких участков определит орган кадастрового учета по специальной методике, и данная ошибка будет устранена.
Необходимо отметить, что некоторые недобросовестные собственники земельных участков используют их не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, размещая, например, торгово-офисные здания на земельных участках, предназначенных для иных целей. В результате таких действий кадастровая стоимость земельных участков, определенная оценщиком исходя из установленного разрешенного использования, значительно ниже той, которая должна быть установлена. Такие нарушения должны быть предметом проверок органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, в результате которых собственники земельных участков будут обязаны привести в соответствии с фактическим документально установленный вид разрешенного использования.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для целей налогообложения, расчета арендной платы и выкупной цены земельных участков.
На величину земельного налога влияют две составляющие – кадастровая стоимость земельного участка и ставка земельного налога, которую определяют органы местного самоуправления. Если кадастровая стоимость – величина постоянная до следующей переоценки, то ставка земельного налога может меняться ежегодно. При этом, когда утверждаются новые результаты кадастровой оценки, они, как правило, превышают предыдущие показатели, и регулирование размера земельного налога возможно путем изменения ставки земельного налога, что повлечет снижение фактической налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Все результаты кадастровой оценки публичны, и заинтересованные лица могут оспорить кадастровую стоимость своих земельных участков в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является как недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, так и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При оспаривании кадастровой стоимости заинтересованному лицу необходимо обратиться в комиссию с соответствующим заявлением и требуемыми для пересмотра кадастровой стоимости документами по адресу: ул. Горького, д.27, г. Тверь, кабинет №110 (отдел кадастровой оценки недвижимости, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Тверской области).
Следует учитывать, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости