Посеем в душах детей добро и человечность
- Понедельник, 17 апреля 2023, 14:21
- Образование
- Нет комментариев
Наталья Васильевна Жукова, руководитель роо
Уважаемые коллеги!
В рамках сегодняшней встречи мы обсуждаем важные и непростые проблемы, связанные с ролью духовно-нравственного воспитания в формировании национально-культурной и гражданской идентичности личности. В современных условиях данный фактор становится все более значимым с точки зрения обеспечения суверенного развития государства и общества.
В настоящее время вряд ли надо доказывать насущность и актуальность вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. На современную школу обществом возлагается ответственная миссия – воспитать достойного гражданина своей страны.
На рубеже 21 века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности. В нравственном воспитании современных детей нарастают негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В компьютерный век, в век высоких технологий духовно-нравственное воспитание детей, воспитание души маленького человека отошло на задний план. Дети зомбированы компьютерными играми, интернетом, с экрана телевизор «льётся» постоянно эротика, жестокость, человеконенавистничество, религиозная непримиримость. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Раннее развитие школьников, не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается порой воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Известный русский философ И.А. Ильин сказал: «Духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма». Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современно, государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и исследования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении и является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для образования.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Ещё одной проблемой современности стал разрыв мировоззренческих установок представителей разных поколений. Разница во взглядах «отцов» и «детей» явление обычное. Но современная ситуация характеризуется радикальным разрывом, чреватым непредсказуемыми последствиями. У
«отцов» и «детей» не просто разные взгляды на жизнь, но принципиальное расхождение в оценке жизненных идеалов. Поэтому главной задачей духовно-нравственного воспитания является сегодня достижение консенсуса, позволяющего молодежи и старшему поколению говорить на одном языке и обсуждать общие темы, пусть и понимаемые по-разному.
Современным обществом утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Но не стоит думать, что для достижения главной цели – дать детям нравственные ориентиры, достаточно только воспитания в школе. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй.
Как говорит Патриарх Московский всея Руси Кирилл: «В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как: во-первых, далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только так называемые «неблагополучные семьи», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом – полная чаша, где у детей есть всё… всё, кроме родительского тепла и внимания. Во-вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все.
Школа должна лишь дополнят семейное воспитание, подтверждая и укрепляя то доброе, что дети слышат от родителей. Во всяком случае, так должно быть в идеале. В реальности же в молодых семьях вопросы воспитания духовности, нравственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Следовательно, в сложных с временных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за духовность и нравственность своего ребенка, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. В связи с этим особую значимость приобретает деятельность по разработке и реализации в школе педагогических условий, необходимых для создания целостного воспитательного процесса, а именно таких условий, когда пример педагога, накладывается ещё и на пример родителей.
Для реализации поставленных обществом задач был создан и реализуется на территории Кувшиновского района «Межведомственный план реализации Стратегии духовно-нравственно воспитания детей на территории Кувшиновского района на 2021-2023 годы». Основными исполнителями плана по реализации Стратегии определены администрация Кувшиновского района, отдел образования Кувшиновского района, отдел по делам культуры, молодежи и спорта Кувшиновского района, ГБУ «КЦСОН» Кувшиновского района Тверской области.
Информационно-методическое сопровождение реализации Стратегии подразумевает:
- Обеспечение доступа населения к полной и объективной информации об организации духовно-нравственного воспитания детей в сети интернет, в библиотеках муниципального округа, в газете «Знамя».
- Размещение информации о проектах духовно-нравственного воспитания детей с целью привлечения внимания общественности.
- Размещение в сети интернет методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей.
- Изучение научно-педагогического опыта и опыта коллег.
- Использование и внедрение позитивного опыта в реализации проектов в рамках духовно-нравственного воспитания детей других регионов.
- Размещение методических материалов по вопросам профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети интернет, на сайте отдела образования и библиотеки.
- Направление методических рекомендаций в образовательные·организации Кувшиновского района Тверской области для организации работы в рамках своих полномочий. Распространение среди семей.
Формирование института наставничества и духовно-нравственного просвещения педагогического сообщества:
1. Участие в проведении ежегодной Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции (далее — Конференция).
2. Участие в педагогических конференциях и чтениях представителей педагогического сообщества.
3. Участие в мероприятиях по актуальным проблемам духовнонравственного воспитания детей.
4. Подготовка материалов, аналитических справок и материалов по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей по итогам проведенных семинаров, для организации работы в рамках своих полномочий в пределах своей компетенции.
5. Увеличение доли охвата педагогов, прошедших курсы повышения квалификации.
Формирование традиционных ценностей, моральных и этических норм у детей и молодежи проходит через основные направления: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, физическое развитие и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Более подробно на них остановились другие докладчики.
- Увеличение доли охвата общеобразовательных организаций, реализующих предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики».
- Участие обучающихся в конкурсе юных чтецов «Живая классика».
- Увеличение доли обучающихся в участии в проекте «Нас пригласили во Дворец!».
- Изучение истории родного края, воспитания чувства патриотизма и любви к своим истокам, к Родине.
- Сплочение семей, их интересов, пропаганда спорта и семейных традиций.
- Донести информацию о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека. Формирование у подростков устойчивых установок на неприятие наркотически веществ. Пропаганда здорового образа жизни.
- Развитие творческого потенциала среди участников, выявление талантливых исполнителей среди детей и подростков.
- Способствовать пропаганде укреплению роли семейных ценностей в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения.
Содействие укреплению семьи. Формирование педагогической культуры и просвещения родителей.
1. Реализация регионального проекта «Моя Семья».
2. Организация встреч родителей с психологами, социальными педагогами, юристами и другими специалистами.
3. Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню семьи, любви и верности.