ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
- Четверг, 19 декабря 2013, 13:24
- Культура
- Нет комментариев
«Наша истинная национальность – человек», — сказал Герберт Уэллс. С давних времен русские люди живут в соседстве с разными народами, населяющими огромную территорию России. Кстати, на ней проживает более 150 народов. С малых лет мы учим детей сохранять мир и согласие, дружбу и взаимоуважение между людьми разных национальностей. Каждая, даже самая маленькая нация, имеет свою самобытную историю, свои традиции, свою богатую культуру. А что может лучше всего способствовать сближению и взаимопониманию между народами, как не знакомство с особенностями их исторических и культурных традиций?
Ежегодно в РЦДТ проходит детский фестиваль, посвященный Дню толерантности. В этом году он состоялся 21 ноября, и его тема звучала так: «Сказки народов России».
12 самодеятельных коллективов городских и сельских детских садов, школ и РЦДТ представили яркие и красочные выступления — инсценировки известных сказок разных народов России. Причем, артистами были и малыши, и школьники, и взрослые – педагоги и воспитатели. Зрительный зал не вмещал всех желающих увидеть это интересное действо — болельщики, друзья, родители, наставники, музыкальные работники… Выступающие, волнуясь и переживая, готовились за кулисами к выходу на сцену. Поразили нарядные, красивые костюмы, подчеркивающие самобытность разных народов России, красочные декорации, умело подобранная музыка, очень хорошая режиссура отдельных номеров, выученные фразы на языке разных народностей и блестящая актерская работа детей и их наставников. Зрители увидели не только незабываемые сказочные мини-спектакли, но и с удовольствием наслаждались колоритными национальными танцами, песнями, прибаутками и стихотворениями. Особенно трогательно выглядели на сцене малыши. Стоит отметить, что очень активными и талантливыми оказались не только городские ребята, но и сельские. Они ничуть не уступали сверстникам своим актерским талантом. Оценивало выступления коллективов компетентное жюри.
У всех народов России есть свой фольклор, а значит, и свои сказки. Их обожают и любят во все времена как дети, так и взрослые. Мудрые и поучительные сказки учат нас дружить, почитать старших, трудиться, быть добрыми…. Сказки помогают нам лучше узнавать свою страну и людей, которые ее населяют. Они не только развлекают, но дают пищу для ума.
«Здесь теплое поле наполнено рожью, здесь плещутся зори в ладонях лугов… И нет у нас Родины, кроме России – здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом…» Устное народное творчество России представил творческий коллектив детского сада №3. Детки весело, задорно и артистично показали русскую народную сказку «Репка». Сказка из мордовского фольклора – один из самых распространенных жанров. Это и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес повествования, и замысловатые авантюрные повести, анекдоты. Мордовскую поучительную сказку о собачке, которая искала себе друга, очень музыкально и забавно инсценировали дошкольники ДОУ №2.
В зимние ночи скотоводы Хакасии собирались у какого-нибудь гостеприимного хозяина в избушке и слушали величественные сказания о подвигах богатырей, рассказы о далеком прошлом, об окружающем мире, о захватывающих приключениях сказочных героев. А весной вместе с пробуждением природы люди сходились на праздник айрана и молока, с песнями водили хороводы, справляли обряды угощения хозяев стихий. Юные артисты Тысяцкого детского сада живо и красочно показали мудрую и назидательную хакасскую сказку «Три брата».
Фольклор карелов знаменит древнейшими эпическими песнями (рунами), сопровождающимися игрой на щипковом инструменте кантеле, калевалами (стихами), заклинаниями, рифмованными песнями, «жестокими» любовными романсами… и, конечно же, сказками. С карельским народным творчеством зрителей познакомили ребята Прямухинского детсада и школы №2. Дошколята и учащиеся содержательно, искрометно и увлекательно инсценировали карельские народные сказки «Волк, лиса и медведь», «Сума, дай ума». Показанные ими сказки были словно мини-спектакли: многообразие красочных декораций, костюмов и неподражаемая игра актеров!
Сюжеты и мотивы нанайских сказок чрезвычайно разнообразны и схожи с мотивами и сюжетами мировых сказок – чудесное рождение, поиск супруга, обращение к священным деревьям… Многообразие волшебства, традиционных занятий нанайского народа (охота и рыболовство), самобытных танцев и особенностей пения продемонстрировали в сказке «Айога» творческие коллективы ДОУ №1 и РЦДТ. Убедительно, мило, артистично играли сказочные роли, танцуя нанайские танцы, дети детсада №1. Великолепную мастерскую режиссерскую и актерскую работу показали артисты районного Центра детского творчества.
Чувашское устное народное творчество тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами. Фольклор чувашей основывается на песне – трудовой, лирической, рекрутской, исторической, обрядовой… Среди чувашских сказок преобладают волшебные. Именно через такую сказку под названием «Дети ветра» школьники Заовражской школы красиво и артистично приобщили присутствующих к фольклору чувашского народа.
Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает творить разнообразные произведения фольклора. Широкое распространение среди них получили богатырский эпос (олонхо), народные песни, предания, мифологические сказания, шаманские заклинания, сказки…Они отражают историческую, трудовую и социальную жизнь якутов, выражают их мировоззрение и эстетическое отношение к действительности. Якутскую народную сказку «Старуха Таал-Таал» живо и поэтично инсценировали учащиеся Тысяцкой школы.
Татарское творчество имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты), народные сказки, шутки, легенды, предания, песни… и календарно-обрядовая поэзия. Юные артисты Сокольнической школы показали татарскую сказку «Зиян», наглядно раскрыв красоту и яркость народного творчества татарского народа.
В сказках чеченцев присутствуют магические предметы, люди со сверхъестественными способностями, драконы, крылатые кони… В них, впрочем, как и во многих сказках других народов, добро всегда побеждает зло. «Злая женщина и чудовище» — эту комедийную бытовую чеченскую народную сказку с воодушевлением и искрометно рассказали со сцены школьники из Прямухина.
Все сказки жителей республики Коми можно разделить на 3 группы: тексты, в основе которых лежат сюжеты переведенных рыцарских повестей и романов, сказки о богатырях русского эпоса; народные сказки, опубликованные в переработанном виде, — «Конек-горбунок», «Царевич и серый Волк» и др. Фольклор народа Коми демонстрировала творческая группа СОШ №1 через сказку «Старуха Йома и две девушки». Их постановка отличалась профессионально выполненными красивыми декорациями, виртуозной и впечатляющей игрой актеров.
После выступлений жюри подводило итоги, в это время сотрудники РЦДТ организовали для ребят игровую программу. Затем огласили имена победителей фестиваля.
Среди творческих групп детских садов 1-ое место завоевали дошкольники ДОУ №3, 2-ое место у ДОУ №2, третьими стали юные артисты детсада №1. В номинациях «Лучший костюм» отмечены детишки Тысяцкого детского сада, «Лучшая актерская работа» — Алина Абдукаримова (ДОУ №1), «Лучшее музыкальное оформление» — ДОУ №2, «Лучшая режиссерская работа» — детский сад №3.
Среди школьников на первую ступеньку пьедестала поднялись ребята из Прямухинской школы, на втором месте – учащиеся СОШ №2, на третьем – юные артисты школы №1. За лучшее музыкальное оформление отмечен творческий коллектив школы №1, за мастерскую режиссерскую работу – РЦДТ, самые лучшие декорации – СОШ №1 и СОШ №2, за высокое актерское мастерство – Ольга Морякова (РЦДТ), Марк Декамили (СОШ №1), Татьяна Иванова (Тысяцкая школа), Дмитрий Шарапов (СОШ №2).
Разноцветное многообразие культурных традиций, творчества и самобытности народов России показали ребята. Получился замечательный, теплый, добрый, очень веселый и красивый праздник. Дети раскрасили своими выступлениями наш мир, сделав его ярким, пестрым, светлым, солнечным. Как же прекрасно, когда вокруг царят дружба и согласие, когда дети учат нас общаться на языках музыки, танца, рисунка, когда стерты границы отчуждения и непонимания.
А. ТЕРЕНТЬЕВА.