ДЕМОКРАТИИ УЧАТСЯ С ЮНЫХ ЛЕТ

Чтобы вырастить молодежь, готовую самостоятельно думать, умеющую делать выбор и быть ответственной за него, формировать свою позицию и отстаивать ее, необходимо прививать эти знания, умения и навыки в юном возрасте. Проблема выбора проходит через всю жизнь человека. И чем раньше он осознает это, тем раньше научится выбирать и быть хозяином своей жизни. В этой связи немаловажную роль играет обучение юношей и девушек быть избирателями.

4 марта в школе №1 для старшеклассников прошла деловая  игра-семинар на тему «Избирательные системы»У нас в городе, районе систематически проводятся мероприятия с молодежью, посвященные формированию азов избирательных знаний. 4 марта в школе №1 для старшеклассников прошла деловая  игра-семинар на тему «Избирательные системы». Ее блестяще организовала и провела учитель истории и обществознания И. Русакова. Во время игры активными участниками дискуссий, обсуждений были не только педагог и школьники, но и присутствующие гости – председатель территориальной избирательной комиссии Кувшиновского района Е. Ершова, учителя истории школ города и района.
Одними из основных целей такого нестандартного урока были: приобщение старшеклассников к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества; воспитание политической культуры у подрастающего поколения, умений решать проблемы, вести дискуссию, отстаивать свои права, формирование гражданской позиции у ребят, ответственности за судьбу страны и понимания происходящих общественных политических процессов. Кстати, на уроке все они в определенной мере были достигнуты.
Сначала школьники вспомнили теорию изучаемой темы. Затем перешли к деловой игре. Были сформированы три группы, которые заранее выбрали для себя одну из избирательных систем — мажоритарную, пропорциональную, смешанную.
Затем участники групп подробно и обстоятельно с яркими примерами из жизни и показом видеопрезентаций рассказывали о системах. Они называли достоинства и недостатки каждой из них, историю возникновения, представляли видеосюжеты, в которых известные политические деятели страны, местные политики, представители местного самоуправления высказывали свои мнения по рассматриваемой теме, доказывали, что именно представленная ими избирательная система наиболее убедительна и отвечает требованиям народа. Без сомнения, рассказы всех ребят были яркими, обстоятельными, интересными. Очень впечатлили рассуждения, наиболее приближенные к нашей жизни, Виталия Житнюка.
Затем началась захватывающая дискуссия. Выступающих засыпали вопросами и ребята соседних групп, и одноклассники, и гости. Но они легко и быстро давали на них ответы. Было заметно, что школьники достаточно эрудированны и глубоко изучили рассматриваемые темы. Они хорошо оперировали своими знаниями, умело вели дискуссии, отстаивали свою точку зрения. Девочки из группы, освещающей структуру смешанной избирательной системы, даже провели опрос жителей нашего города. Правда, результат не обрадовал: из 15-ти опрошенных многие и понятия не имеют о том, какие есть избирательные системы и в чем их суть.
Последним этапом игры стала оценка работы групп одноклассниками, гостями и учителем. Кстати, Инна Владимировна во время урока вместе с ребятами искала ответы на вопросы, эмоционально дискутировала, высказывала свое компетентное мнение, вместе с учащимися решала проблемы, умело направляя их, а не преподносила знания в готовом виде. Не менее захватывающей была вторая часть мероприятия. Прошло бурное обсуждение проблем и отдельных непростых вопросов, связанных с выборами, на которые в настоящее время нет однозначных ответов и мнений.
Вниманию ребят учитель представила видеопрезентацию, в ходе которой известные личности власти, причем, как государственной, так и местной, высказывали свою позицию в отношении того, нужна ли на выборах в бюллетенях графа «против всех», которую сейчас убрали. Потом в обсуждение этого вопроса включились ребята. Мнения разделились: кто-то соглашался с тем, что нужна, потому что, убрав ее, людей тем самым лишили своих законных прав, что только так можно заставить власть услышать народ, а кто-то был против, так как считал, что человек все равно обязан сделать выбор, а были и такие, кто еще не мог определиться.
Следующим рассматривался вопрос о выборах или назначениях глав субъектов – губернаторов. Выслушав точки зрения известных общественников и политиков, ребята тоже стали высказывать свои мнения. Одни утверждали, что, к примеру, в тяжелые годы перестройки, когда во власти процветали коррупция и криминал, назначение губернаторов «сверху» — наиболее приемлемая мера. Другие говорили, что сегодня должен народ избирать глав регионов, потому что люди знают, кто ближе и лучше знаком с их местными проблемами, кто сможет их решить, а назначенные «сверху» будут работать по указке «сверху». Третьи приводили доводы того, что и при выборе народом, и при назначении «сверху» глав субъектов есть как свои плюсы, так и минусы. Мнения были противоречивы. Впрочем, этого все и ожидали, это и было целью урока. Школьники спорили, обменивались мнениями, искали верные пути решения проблем. В итоге все сошлись на одном: в выборах участвовать нужно обязательно каждому гражданину. Как проходит голосование и все остальные процедуры по разным избирательным системам, ребята усвоили на «отлично».
Заключительным аккордом игры-семинара стал референдум. Была сформирована избирательная комиссия с секретарем, школьники и все присутствующие получили бюллетени для голосования. Кстати, перед этим учитель вместе с учащимися вспомнили правила из памятки избирателя. В бюллетене были предложены следующие вопросы: Какая избирательная система была сегодня представлена наиболее убедительно? Какой из этих систем вы лично отдаете предпочтение? На ваш взгляд, губернатора субъекта нужно выбирать или назначать? Нужно включить или исключить из бюллетеней графу «против всех»?
Кстати, при подсчете голосов выяснилось, что наиболее полно была представлена мажоритарная избирательная система учащимися Виталием Житнюком и Павлом Смирновым, большее предпочтение присутствующие отдают смешанной избирательной системе, также большинство участников игры-семинара считают, что губернаторов следует выбирать, а не назначать, а вот графу «против всех» в бюллетенях, как считает большинство, нужно оставить.
Также в конце обсуждений ребята сошлись во мнении, что выборы – это очень важно, что голосование – это наш общий гражданский долг. Такие яркие, неформальные и запоминающие уроки учат наше подрастающее поколение выбирать и отстаивать свой выбор. Отрадно, что многие будущие молодые избиратели считают, что нельзя стоять в стороне от жизни, так как каждое бездействие человека может оказать печальное воздействие на его будущее. Не зря народная мудрость гласит: «Если не хотите заниматься политикой, она займется вами!»

А. ЧИСТЯКОВА.

Оставить комментарий или два

Главные новости сегодня

УЧРЕДИТЕЛИ РЕДАКЦИИ: администрация Тверской области, администрация Кувшиновского района, Верхневолжская ассоциация периодической печати Тверской области.
УЧРЕДИТЕЛИ ГАЗЕТЫ: администрация Кувшиновского района и редакция газеты "Знамя".
Газета зарегистрирована в Управлении федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой коммуникации Тверской области. Регистрация ПИ №ТУ-69-00176.
Главный редактор - Чистякова А. Е.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
© 2011-2021 АНО "Редакция газеты «Знамя»" . Все права защищены.
АДРЕС ИЗДАТЕЛЯ И РЕДАКЦИИ: 172110, город Кувшиново Тверской области, ул. Октябрьская, д. 28.
Контактный телефон: +7(48257)4-43-88(факс).
Электронная почта
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте kuvznama.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АНО "Редакция газеты «Знамя»", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
По вопросам приобретения авторских прав обращайтесь через форму обратной связи.
Scroll Up