Закономерности, связанные с постановкой ударения в словах
- Воскресенье, 28 февраля 2021, 19:00
- Образование
- Нет комментариев
Например, в глаголах прошедшего времени и в кратких причастиях женского рода ударение, как правило, падает на окончание (бралА, надорвалАсь, создалА,начатА, занятА, снятА, созданА).
А вот у глаголов класть, красться, слать, послать, отослать окончание безударное : клАла, крАлась.
В глаголах на –ИТЬ при спряжении ударение падает на окончание: кровоточИть, кровоточИт;облегчИть, облегчИшь. облегчИт. Но: опОшлить (сделать пОшлым), опОшлят; освЕдомиться, освЕдомишься.
В русском языке есть глаголы, образованные от имен прилагательных. В них ударение чаще всего падает на –ИТЬ: убыстрИТЬ, обострИТЬ, углубИТЬ. Этой закономерности не подчиняется глагол озлОбить.
На гласную перед суффиксом падает ударение в словах: нажИвший, начАвший, понЯвший, начАв, отдАв, прибЫв. Следует помнить, что нормой является произношение слов исчЕрпать, исчЕрпав (нельзя говорить исчерпАв) ,а вот в причастиях изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый ударная приставка.
Место ударения в существительных отглагольных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обеспЕчить- обеспЕчение.
В ряде имён прилагательных ударение такое же, как и в существительных, от которых они образованы: слИва- слИвовый, кУхня- кУхонный.
Могут вызвать затруднения в постановке ударения в наречиях : дОверху, дОнизу, дОсуха, но донЕльзя, докраснА.
Подумайте, почему автор поставил ударение в словах?
– Я приехал в Москву, плачу и плачу.
– Что это тут, духи или духи?
– И чувства, и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные.
Мнемонические пары
Иногда запомнить произношение помогают рифмующиеся слова:
Договор – приговор-разговор Каталог– диалог-некролог Документ – инструмент-медикамент | Шофёр – монтёр Облегчить – полечить Звонит – говорит |
Портфель – щавель Средства для детства Столяр – маляр |
Странные подарки
Первого сентября Артём проснулся рано. Мама уже ушла на работу, оставив на столе записку: «Сынок, возьми гвоздики и подари их любимому учителю технологии, а ирис – классному руководителю».
Мальчик взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись: «Что это, Артём?»
Что перепутал мальчик?
Непонятное слово
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас».
Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке Галина Ивановна сказала: «А теперь, дети, откройте атлас и найдите в нём Африку, Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня однотонный». Тут девочка оглянулась на одноклассников и всё поняла.