ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ЖЕНСКОЕ ДЕЛО?
- Вторник, 26 января 2021, 11:48
- Образование
- Нет комментариев
55% жителей России с высшим образованием — женщины.
Среди выпускников вузов их доля увеличивается с каждым десятилетием. С чем это связано? Какие еще изменения в нашей стране фиксирует перепись населения? Рассказываем во Всемирный день образования — 24 января.
Уровень образования населения продолжает расти, о чем свидетельствуют переписи населения: в 1959 году на тысячу человек старше 15 лет приходилось около 40 обладателей дипломов вуза, в 1979 — около 80, по переписи 2010 — 221 человек и по микропереписи 2015 года — 227. За полвека доля населения с высшим образованием увеличилась в 5,5 раз!
Перепись населения 2010 показала: среди имеющих высшее образование 53% — представительницы прекрасного пола. На каждую тысячу человек старше 15 лет своего пола приходилось 204 мужчины и 235 женщин. Соотношение — 47% и 53%. По данным микропереписи населения 2015 года разрыв увеличился еще больше — диплом о высшем образовании был уже у 206 мужчин (45%) и 252 женщин (55%).
По итогам переписи 2002 года разница была минимальной: 152 мужчины и 161 женщина — 49% и 51% соответственно. Но если заглянуть в советские времена, то можно увидеть обратное соотношение. По данным переписи населения 1989 года, высшее образование имели 117 мужчин (52%) и 109 женщин (48%).
Десятилетием ранее, в 1979 году, диплом об окончании вуза имели 76 мужчин и 66 женщин на тысячу представителей своего пола старше 10 лет. Разница — 54% на 46% соответственно. Как видно, число женщин с высшим образованием планомерно увеличивается не одно десятилетие.
«Такие цифры говорят о том, что начиная с середины прошлого века место женщины в обществе стало меняться — ей отводится роль, да и сами они уходят от нее, не только жены и матери, но и активного участника общественной жизни. Получение высшего образования для женщины – это возможность работать наравне с мужчинами в профессиональной сфере, занимать высокие должности, проводить научные исследования и т.д. Немаловажным фактором повышения образовательного уровня женщин могла стать и «перестройка высококвалифицированных мужских профессий на женские». Так, например, долгое время врачами, педагогами и учеными по большей мере были мужчины, а в настоящее время в это уже и не верится», — комментирует тенденцию Елена Егорова, заведующая научной лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Гендерное различие в высшем образовании, по мнению эксперта, скорее всего останется и в дальнейшем.
«Ведь сегодня женщины все больше настроены на получение образования, достижение профессионального роста, карьеры, а создание семьи с 2-3 детьми зачастую отходит на второй план. Такое положение и радует, и печалит — чем выше уровень образования женщин, тем может быть ниже рождаемость. Но при этом женщины активны в социально-экономической жизни общества. Так что все относительно», — считает Елена Егорова.
Впрочем, среди нынешних студентов и будущих обладателей дипломов гендерный разрыв уже не столь убедительный. Так, в 2018-2019 учебном году на 1,9 млн. студентов российских вузов приходилось 2,2 млн. студенток, или 47% юношей и 53% девушек.
Остановилась ли тенденция или продолжается — покажет ближайшая Всероссийская перепись населения, которая пройдет в апреле 2021 года. Каждый житель России сможет сообщить, какое у него образование: дошкольное, среднее общее, среднее профессиональное или высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура), имеет ли он ученую степень кандидата или доктора наук.
Также респондент сможет рассказать об обучении по дополнительным образовательным программам, в том числе в рамках профессиональной переподготовки. Это позволит более эффективно оценивать квалификации жителей страны и формировать ориентиры для развития системы общего и профессионального образования.
Справка:
Всемирный день образования был учрежден ООН в 2018 году. Одна из его целей — показать, что темпы борьбы с безграмотностью существенно отстают от динамики технологического развития. До сих пор в Европе и центральной Азии 1,5% населения старше 15 лет не умеют читать и писать, в арабских странах этот показатель превышает 20%, а в африканских государствах — 35%. В России, по данным переписи населения 2010 года, безграмотными были 0,3% жителей страны старше 10 лет. С момента проведения предыдущей переписи это число сократилось на 0,2%.
МЕДИАОФИС ВПН