Учитель – это состояние души!
- Суббота, 4 сентября 2021, 14:30
- Люди, Наши проекты
- Нет комментариев
Считает наша сегодняшняя героиня. Сложно поверить, что эта красивая, скромная, хрупкая женщина обучает, развивает и воспитывает младших школьников Тысяцкой ООШ вот уже 31 год! Знакомимся, дорогие читатели, со Светланой Казновой.
– Светлана Геннадьевна, каким был ваш путь в профессию учителя?
– С детства мечтала стать медиком, но не успела подать заявление в 9-ый класс, поэтому пришлось выбирать другое направление. Решила связать свою жизнь с профессией педагога. Учеба в Торжокском педагогическом училище давалась легко, приносила удовольствие. Вспоминаю свой первый урок: скромный по натуре человек, я провела его, не отходя от учительского стола, за что, разумеется, получила замечание. Поборола в себе скованность – теперь на уроке не сижу за столом, а всегда общаюсь с ребятами. Закончив педучилище в 1990 году, вернулась в Тысяцкое, так как была стипендианткой от колхоза. Проработав в местной школе год, вышла замуж. Так и осталась в Тысяцком, о чем нисколько не жалею. В этом году уже девятый набор первоклашек! А у самых своих первых учеников, которым сейчас уже под 40 лет, растут свои дети! Представляете? Но я не ощущаю себя на свой возраст, а ведь в этом году у меня юбилей – 50 лет. Примечательно, что день рождения совпадает с Днем учителя. Видимо, это судьба (улыбается).
– Сложно или легко быть учителем для вас? Что самое трудное в деле педагога?
– Люблю свою работу, но только непосредственно с детьми, не бумажную – ее очень много. Так как человек не публичный, не по душе мне выступления на районных методобъединениях, часто переживаю из-за предстоящего открытого урока.
– А самое радостное в работе учителя?
– Если детям удалось усвоить сложную тему. Когда мои воспитанники занимают призовые и победные места на олимпиадах, в конкурсах, состязаниях, радуюсь вмести с ребятами. Греет душу то, что они поступают в институты, у них удачно складывается личная жизнь, есть хорошая работа. Всегда говорю выпускникам: как бы ни сложилась ваша жизнь, главное, чтобы вы оставались хорошими людьми.
– Значит, в вашей работе важно, прежде всего, воспитание?
– Абсолютно верно. Даже если ребенок учится на тройки, он обязательно все равно найдет свое место в жизни, свое дело. Намного ценнее – его воспитанность, человечность. Лично для меня в жизни на первом месте моя семья, с 16 лет мечтала о ней. Сейчас у меня взрослые сын и дочь. Оба выросли хорошими людьми, нашли свое место в жизни, у дочери уже свой ребенок. Горжусь ими.
– Как вырастить талантливого ученика?
– Считаю, что талант уже заложен в ребенке. Внимание нужно уделять не только отстающему ребенку, но и тому, кто преуспевает. Необходимо выявить творческие способности детей и развивать их. Для этого в нашей школе есть внеурочная деятельность, кружки. Важно помочь ребенку раскрыть его талант и помогать развивать. И это работа уже не одного учителя, а всего коллектива школы.
– Есть ли кто-то, на кого вы равняетесь, к профессионализму которых стремитесь?
– Не увлекаюсь чтением теоретических трудов, предпочитаю изучать практические наработки коллег, перенимать их богатый опыт. Нравится искать в интернете полезные раздаточные материалы, карточки, наглядность – ведь у меня начальные классы. Вспоминаю многих хороших учителей, когда сама училась в школе. Очень любила и ценила учителей математики Таисию Степановну Трофимову из Сокольнической школы и Валентину Александровну Матвеевну из первой школы. Нравилось, как они преподносят материал, они никогда не срывались на детей, и в то же время на уроках соблюдалась дисциплина.
– Вспомните себя в школе: всегда прилежная и ответственная?! Или было и по-другому?
– В начальных классах училась в малокомплектной школе. Вначале нас было трое, а в третьем классе вовсе целый год училась одна. И там меня постоянно спрашивали, спрашивали, все учила и все знала. Была слишком ответственной, училась хорошо. В 6-ом классе наша семья переехала в Тысяцкое, и я с 6-ого класса стала учиться в первой школе. Классы были большие, под 40 человек, отношение ко мне стало более спокойным, перестала рваться все досконально выучить. Были, конечно, и нелюбимые предметы: физика и физическая культура. В целом училась хорошо.
– Дайте вредный совет ученикам.
– Вредный совет можно воспринять всерьез. Лучше скажу: читайте литературу. С каждым годом дети читают все меньше и меньше. Будучи совсем маленькой, я много читала и к четвертому классу полюбила книги о войне: «Повесть о Зое и Шуре», «Четвертая высота» и даже начала читать роман «Молодая гвардия». Сейчас же, бывает, придет ученик 3-го класса и отвечает, что за лето прочитал про курочку Рябу. А это уровень детского сада! От чтения ведь зависят и грамотная речь, и понимание заданий на других предметах, и уровень воспитанности… На родительских собраниях настаиваю на увлечении детей чтением.
– Что скажете тем, кто только думает о том, чтобы выбрать делом жизни педагогику?
– Не стоит получать эту профессию для галочки! В душе должна быть тяга к педагогике, детям. Например, меня с детства всегда окружали ребятишки. Сначала младший братик, позже, когда закончила восьмой класс, и еще несколько раз во время студенчества, подрабатывала нянечкой в ясельной группе детского сада во время отпусков воспитателей. За это время очень полюбила детей. Учителя же и сами вечные ученики! Так что, если душа не лежит к этому делу, лучше попробовать себя в чем-то другом.
Спасибо Светлане Геннадьевне за интересную беседу. Желаем ей найти ключик к каждому сердцу вновь пришедших в ее класс первоклашек, а им, в свою очередь, успехов на пути к получению знаний.
Светлана КИРИЛЛОВА