Из истории родного города – пример человеколюбия
- Среда, 11 ноября 2020, 19:05
- Давайте обсудим, Люди, Чтобы помнили
- Нет комментариев
Иногда в наш мир приходят люди, знаменующие своей жизнью целую эпоху, так, было у нас Пушкинское время, эпоха Достоевского.., а в нашем городке бытность «Кувшинихи». Наверняка многие слышали выражение «это было еще при Кувшинихе», что для меня, примерно, то же самое, что при царе-Горохе. Но прошли годы взросления, и «кувшинихино» время стало казаться не таким далеким, а его символы начали приобретать свои глубинные смыслы. Часто стала приходить в голову мысль: нужно что-то оставить после себя. Но для этого необходимо хорошо понимать, что же оставили после себя люди, живущие в памяти потомков.
Много размышляла о феномене личности Юлии Михайловны Кувшиновой (на фото вверху), даме купеческого происхождения, как зачастую немногословно её характеризуют современники. А ведь в сегодняшних реалиях мы бы называли ее успешной бизнес-леди, создавшей не только эффективное и перспективное производство, но и уникальную атмосферу в рабочей слободе. Каким же надо было быть человеком, чтобы за 20 лет своей жизни в наших местах из глухого сельца Каменное сделать рабочий посёлок с передовой, по своим временам, инфраструктурой и культурной жизнью, заложить такие нормы и ценности среди местных жителей, которые позволяли им не только выживать самим, но и долгое время притягивать к себе переселенцев и новосёлов? Передовое производство, получение сверхприбыли –это показатели любого рачительного предпринимателя, но масштаб самой личности определяется еще и вложениями в социальную, духовную сферы и меценатством. Это удел дальновидных людей и истинных патриотов Родины.Занимаясь поиском исторических, краеведческих материалов о городе Кувшиново, наткнулась в интернете на любопытные очерки (сайт Проза.ру) Сергея Мечиславского, который в своих повествованиях ссылается на новоторжского краеведа Александра Александровича Суслова: « В 1873 году М.Г.Кувшинов учреждает в Москве Торговый Дом, который занимается организацией производства и сбыта бумаги. А 4-го июня 1882 года вместе с сыном Сергеем Михайловичем организуют акционерное общество с уставным капиталом в один миллион сто тысяч рублей. В этом же году Кувшиновы выходят из купечества и становятся российскими фабрикантами в одном ряду с Морозовыми, Мамонтовыми, Третьяковыми, Рябушинскими». Да, эти люди были столпами, на которых возводился храм отечественной культуры. Именно они вкладывали в развитие культуры и социальную сферу свои средства. Совершенно очевидно, что их заботило не только то, как преуспеть, но и какие люди должны населять их страну. Духовная составляющая людей являлась их приоритетной заботой. Приобщение людей к искусству, литературе, музыке, сохранение религиозных основ, дела милосердия и меценатство имели для них едва ли не меньшее значение, чем само производство. Человек понимался не только как средство получения прибыли, но и как цель. Нравственное развитие его личности предполагалось как неотъемлемая часть успеха просвещённого предпринимателя. Жаль, что сегодня мы часто испытываем ностальгию по такому отношению к человеку.
Погружаясь в краеведческие материалы А.А.Суслова, я узнала, что Кувшиновы переехали в купленную усадьбу, требующую основательного ремонта, но не позволили себе улучшать свой быт, пока не построили больницу для рабочих. Юлия Михайловна за свой счёт обучала девиц рукоделию, способных юношей – ремёслам, сиротам-девицам, выдавая их замуж, дарила от себя приданое, необходимую домашнюю утварь и мануфактуру.Кувшиновы сделали много добрых дел для рабочих писчебумажной фабрики. Они создали почти полторы тысячи рабочих мест для местного населения, построили квартиры для рабочих и служащих, баню и прачечную, возвели храм Пресвятой Троицы в Каменном, организовали Потребительское общество и для него же возвели прекрасный магазин в Фабричной слободе, организовали Дом инвалидов, благодаря стараниям лично Сергея Михайловича был выстроен больничный комплекс для тружеников фабрики в память о М.Г. Кувшинове.
По информации газеты «Новоторжский голос» от 25-го мая 1906 г., №39, на момент событий 1905-1906 годов фабричная местность представляла из себя следующую картину. «Фабрика находится в 48 верстах от Торжка. Она дает работу более, чем полутора тысячам рабочим. Одна треть из них продолжает заниматься крестьянским трудом. Фабрика оказывает большое влияние на умственный и нравственный склад окружающего населения. Имеется школа с пятилетним курсом, 200 учащихся, 4 учителя, мастерская для обучения девочек шитью, почтово-телеграфное отделение, общественная потребительская лавка с 200 тысячами рублей годового оборота, больница на 30 кроватей, ясли на 20 детей… Народная библиотека – открыта ежедневно на 1 час днем и на 2 часа вечером; в ней получают четыре ежедневные газеты. Открыта в 1906 году чайная. Это место, где рабочие могут собраться, почитать газеты и потолковать между собой. Имеется деревянная церковь с хорошим церковным хором».К началу 1900-х годов вопрос строительства Народного дома не стоял так остро, вместо него рабочие пожелали иметь рядом храм, который для них был построен в 1903 году. Однако в 1906 году проблема строительства Народного дома вновь встает очень остро. «У рабочих есть желание культурно проводить время, а не играть в орлянку или деньги под плитку, в карты и другие не менее грубые развлечения» (газета «Новоторжский голос» от 11-го июля 1906-го года, №59). Тут опять хочется заметить, что у людей был сформирован культурный запрос! И люди сами стали стремиться к культурному росту и просить об этом. Не бездумный досуг, а именно «культурно проводить время», то есть с пользой для ума и души.
Снова цитирую краеведа А.А.Суслова: «Тогда Ю.М. Кувшинова обратилась к лесозаводчику Е. Ф.Семячкину. Он на свои деньги построил деревянный театр. Появление этого здания несколько разрядило обстановку. Стали появляться заезжие артисты из Торжка, Твери, Вышнего Волочка. Устраивались любительские постановки рабочего драмкружка. Деревянный театр Семячкина просуществовал до открытия Народного дома, до сентября 1913 г.». Возобновилисьзанятия в школе. На первых уроках присутствовала сама Ю.М. Кувшинова. К счастью, сохранились имена первых педагогов: И.И. Пучков, С.А.Снегирев, М.В. Митропольская, Е.К. Осипова, К.В. Троицкая и другие. В библиотеке Народного дома работали О.И. Ильинская и А.А. Лёсова.
Александра Алексеевна Лёсова, педагог по образованию, была родом из Новоторжского уезда с. Каменное. Училась она в Московской учительской семинарии, по окончании которой учительствовала в Москве и Московской губернии. Работая в одной из московских школ, она неожиданно встретила среди преподавателей учебного заведения родного брата Антона Павловича Чехова – Ивана Павловича и даже одно время считалась его невестой. Позже познакомилась со всей семьей Чеховых, а вскоре и совсем стала в ней своим человеком. На многих групповых фотографиях мы видим А.А. Лёсову среди семьи Чеховых. В 1892 году в связи с определенными жизненными обстоятельствами и по рекомендации А.П. Чехова А.А. Лёсова получает место учительницы в 3-классной фабричной школе в сельце Каменное, возвращаясь, таким образом, на свою малую Родину.Во многом помог этому назначению А.П.Чехов, который поддерживал отношения и с купцами, и с выходцами из крепостных, как и он сам. Среди его знакомых были Морозовы, Рябушинские, Кувшиновы и многие другие. В своих письмах Александра Лесова часто просила Антона Павловича прислать книги для фабричной библиотеки. Известно, что А.П.Чехов высылал их со своим автографом. Таких книг в фабричной библиотеке было много. Дожили ли они до наших дней, существуют ли какие-нибудь остатки чеховской библиотеки, знают ли о судьбе чеховских книг сотрудники фабричной библиотеки? Пока на эти вопросы мы не нашли ответов. Вероятно, идеи Антона Павловича, его теории (в частности, теория «малых дел») были близки и понятны А.А. Лёсовой. В 1896 году Александра Лёсова вышла замуж за служащего Каменской фабрики В.В. Попова (на фото слева).
Однако продолжала работать в школе, не прерывала переписки с семьей Чеховых. Она даже неоднократно в письмах приглашала кого-либо из Чеховых приехать и посмотреть Каменное, окрестности и фабрику. Бывал ли кто из семьи Чеховых в Каменном, неизвестно, однако все может быть. Эта загадка ждет своего открывателя. Прожила А.А. Лёсова со своим мужем в Каменном до 1906 года. Затем ее мужа В.В. Попова перевели в главную контору Товарищества, что находилась на Ильинке в Москве, туда вместе со всей семьей она и переехала. Думаю, что история А. А. Лёсовой интересна не только с точки зрения ее близости к семейству Чеховых, но и в связи с ее дальнейшими взаимоотношениями с родственниками Юлии Михайловны Кувшиновой. 28 июня 1918 года фабрика была национализирована по Декрету СНК (Совета народных комиссаров) РСФСР. Ю. М. Кувшинова лишена всего имущества и выселена из усадьбы. Она уехала в Москву, где ее принял племянник Сергей Сергеевич Кувшинов. Дом Кувшиновых в Москве на Хохловском переулке был также национализирован, осталась квартира в Чичеренском переулке (дом 4, кв.3). Известно, что А. А. Лёсова в 20 – 30 годы общалась с Юлией Михайловной и ее племянниками Татьяной и Сергеем. Александра Алексеевна в трудную минуту оказывала поддержку Татьяне, когда ее брата, Сергея Сергеевича Кувшинова, 17 мая 1938 года арестовали и 29 мая этого же года расстреляли. Вероятно, кто-то из близких людей В.В. Попова и А.А. Лёсовой могли бы пролить свет на дальнейшую судьбу одной из ярких представительниц русского предпринимательства.
К сожалению, об этих людях, которые создавали экономическую мощь и славу России, вообще ничего не писали. В эти же годы Александра Алексеевна поддерживала тесные связи с музеем А.П.Чехова в Москве и Мелихове, консультировала, делилась своими воспоминаниями, однако избегала публичных выступлений. Скончалась А.А. Лёсова в 1956 году. Я обратилась в музей Чехова и к своей великой радости получила от работников две ценнейших фотографии где А. А. Лёсова в окружении Антона Павловича и Ивана Павловича Чеховых. Для меня было большим откровением увидеть столь молодого Чехова. Хрестоматийный автор предстаёт почти юным, цветущим молодым человеком. На фото – умные, глубокие взгляды красивых людей, с надеждой смотрящих в будущее, мечтающих о новом справедливом мироустройстве… Глубоко одухотворенные лица, эти люди – цвет русской нации.
Заканчивая размышления о Юлии Кувшиновой, её знакомствах, связях, больших благих делах, вдруг понимаешь, что жизнь свою она посвятила социальному служению людям, исполнив тем самым заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Она понимала, как важно вкладывать средства в обучение и образование людей, была дальновидным, незаурядным человеком. Действительно, если вкладывать инвестиции в людей, выигрывают все: и город, и страна, и, конечно же, потомки. На этом стоит процесс развития общества.
P.S. Члены местной гражданской инициативной группы «Живоносный источник» предлагают поддержать идею о том, чтобы объявить 2021 год годом Юлии Кувшиновой, дабы восполнить пробел в знаниях наших детей и молодежи об основательнице города Кувшиново, а также стимулировать в этом направлении краеведческую работу по поиску исторических материалов и систематизации данных источников
Анжелина Солнышкина
При подготовке статьи использованы материалы: из фондов Всероссийского историко-этнографического музея г. Торжок, Музея-заповедника А. П. Чехова Мелихово и научного работника Чайковской Ксении Абрамовны, газеты «Новоторжский голос», публикаций краеведа А.А. Суслова; статей Сергея Мечиславского, в том числе о Лёсовой А.А. с сайта Проза.ру