«Акведук» и «Эхолот» — кто без словаря поймет?
- Пятница, 26 декабря 2014, 14:58
- Образование
- Нет комментариев
Кто-то когда-то удачно сказал, что «в мире много знаний, но все они, к сожалению, находятся в разных головах». Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу, книгу типа справочного бюро, были сделаны ещё в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать всё».
С тех пор прошло более тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий. Но ни в одной стране долгое время не было энциклопедий для любознательных детей.
Такая книга вышла впервые в России в 1969 году в двух томах. Называлась она «Что такое? Кто такой?» Название ей придумал детский писатель Лев Кассиль.
22 ноября отмечался День словарей и справочников. Именно ему был посвящен тематический урок «Мои первые словари и справочники», который сотрудники детской библиотеки провели для учащихся 3-4 классов КСОШ №1.
На мероприятии также присутствовала председатель территориальной избирательной комиссии Е.Н. Ершова. Она рассказала детям о том, что в жизни часто приходится делать выбор, и очень важно, чтобы этот выбор обязательно был осознаным и добровольным. А после ее рассказа заведующая детской библиотекой Г.В. Ермолинская предложила ребятам в конце урока проголосовать – понравился он им или нет, нарисовав на «бюллетенях» смайлики и опустив их в урну для голосования.
– Что же такое словарь? – начала урок библиотекарь читального зала Ульяна Козлова. — Словарь относится к разновидностям справочной литературы Это — сборник слов с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. Все слова в нем расположены в алфавитном порядке — для удобства использования. Идея создания словаря возникла в 1225 году. А первый настоящий словарь появился в Англии в 1552 году.
В настоящее время существует множество словарей, среди них есть фразеологические, орфографические и многие другие.
Далее Ульяна предложила ребятам поработать с одним из них – орфографическим. Школьникам предстояло исправить ошибки в предложенном стихотворении. С заданием третьеклассники справились блестяще. Потом она прочитала еще одно произведение, в котором были использованы неизвестные для детей слова – «акведук» и «эхолот», и попросила их подумать, в каком именно словаре их надо искать. «В толковом!» — дружно ответили ребята. А вам, уважаемые читатели, интересно, что же обозначают эти слова? «Акведук» — образовано от латинских слов «aqua»— вода и «duco» — веду, и означает— водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше них источников. А «эхолот» — это навигационный прибор для определения глубины водоёмов с помощью акустических эхо-сигналов. Все необходимые объяснения дети самостоятельно нашли в соответствующем книжном источнике.
– Каждый день вы задаете много вопросов: «Почему реки текут в море?», «Почему птички поют?», «Как определить, где север, юг, запад, восток?», «Почему бывают землетрясения?» — продолжала вести урок Ульяна Козлова. — На все ваши вопросы есть ответы в умных книгах, которые называются энциклопедиями. Энциклопедия— научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря, в переводе с греческого означает « круг знаний». В этих книгах вы можете найти много нужной информации для написания докладов, рефератов, сообщений. В нашей библиотеке есть энциклопедии по географии, экологии, биологии, физике, химии, истории, по технике, медицине, космонавтике. А также очень известные энциклопедии «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей», «Большая российская энциклопедия» и другие. Это очень красочные, интересные книги, на каждой их странице — цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. Есть энциклопедии для старших ребят и для младших, то есть вас.
После теории снова началась практика. Разделившись на несколько команд, ребята искали в энциклопедиях ответы на различные вопросы. Они узнали, например, когда появились первые пылесосы, существуют ли летающие чудовища и многое другое.
В конце мероприятия ученики стали голосовать: дети рисовали смайлики и опускали рисунки в ящик для голосования. «Счетная комиссия» — из числа самих же школьников — провела подсчет голосов: урок понравился всем!
С. Гербст.